Межпромбанк стал банкротом
Лента новостей
Межпромбанк сенатора Сергея Пугачева признан банкротом. Такое решение вынес Арбитражный суд Москвы по заявлению Центробанка. Общий объем неисполненных обязательств обанкротившегося банка превышает 5 млрд рублей
Арбитражный суд Москвы по заявлению Банка России во вторник, 30 ноября, признал банкротом Межпромбанк, 81% акций которого принадлежит сенатору от Тувы Сергею Пугачеву.
ЗАО «Международный промышленный банк» основано в 1992 году До 2004 года основными бенефициарами Межпромбанка были Сергей Пугачев и Сергей Веремеенко. После ухода последнего его акции были распределены среди топ-менеджмента. Активы банка на 1 апреля 2010 года составляли 132,7 млрд рублей, капитал — 28 млрд рублей., убыток — 729 млн рублей.
Суд открыл конкурсное производство в отношении банка. В роли конкурсного управляющего выступает Агентство по страхованию вкладов. По информации АСВ, активы Межпромбанка оцениваются в 62,2 млрд рублей, а его обязательства — в 92,82 млрд рублей. Таким образом, банк не мог отвечать по своим обязательствам, а общий объем неисполненных обязательств банка-банкрота превысил 5 млрд рублей.
Как сообщил Business FM пресс-секретарь Арбитражного суда Москвы Дмитрий Тофинцев, в настоящее время конкурсный управляющий формирует конкурсную массу из имущества должника.
Об очередности погашения долгов Business FM рассказал партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Дмитрий Чёрный. По его словам, в отношении банкротства банков действует закон о несостоятельности кредитных организаций.
«В первую очередь будут погашаться, конечно, текущие обязательства кредитной организации (обязанности по уплате задолженности, образовавшейся до дня отзыва претензии), денежные обязательства, основания которых возникли в период со дня отзыва лицензии до дня завершения конкурсного производства. Сначала удовлетворяют требования физлиц, перед которыми банк несет ответственность за вред жизни или здоровью и компенсация морального вреда. Затем требования физических лиц по договорам банковского вклада и банковского счета, кроме предпринимателей, а также адвокатов. Третье — это требования агентства по договорам банковского вклада и договором банковского счета, Агентства по страхованию вкладов», — рассказал юрист.
История пикирующего банка
Проблемы у Межпромбанка, который входил в топ-50 крупнейших российских финансовых организаций по объему активов, начались еще весной из-за невозможности удовлетворить требования «Башнефти» на 66,5 млн долларов. В мае нефтяная компания добилась ареста корсчета Межпромбанка в ЦБ. Если до этого банк постепенно сокращал задолженность перед Центробанком, а регулятор пролонгировал ему беззалоговые кредиты, то после ареста счета ЦБ перестал кредитовать Межпромбанк.
В результате в июне банк не смог вернуть ЦБ 11,6 млрд рублей. А с 24 июня он перестал выполнять обязательные нормативы мгновенной и текущей ликвидности.
Правда, 29 июня «Башнефть» отозвала исполнительный лист — это позволило Межпромбанку договориться с ЦБ о реструктуризации долгов на сумму в 32 млрд рублей. Центробанк пошел на это, взяв в залог судостроительные активы Объединенной промышленной корпорации (ОПК) Сергея Пугачева.
Пугачев хотел продать «Северные верфи» и «Балтийский завод» государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), но стороны не сошлись в цене. Сенатор хотел получить 88 млрд рублей, а ОСК давала лишь 28 млрд рублей.
Центробанк 5 октября отозвал у Межпромбанка лицензию, а затем подал иск о банкротстве финансовой организации. В сообщении об отзыве лицензии регулятор указывал на потерю банком ликвидности, высокорискованную кредитную политику и недостоверную отчетность. Лицензию отняли и у розничной «дочки» — «Межпромбанк плюс».
А 13 ноября Банк России обратился к генпрокурору Юрию Чайке. В двух письмах глава ЦБ Сергей Игнатьев сообщил о том, что в действиях руководства Межпромбанка есть признаки преднамеренного банкротства. Наказание за подобные действия предусмотрены ст. 195 и 196 УК: максимум — лишение свободы на шесть лет со штрафом до 200 тысяч рублей.
«Банком создавалась видимость того, что основная часть выдаваемых им кредитов направлялась на кредитование производственных нужд промышленных объектов. Однако это не соответствует действительности. Из всей ссудной задолженности лишь менее 6% (около 9 миллиардов рублей) может быть отнесено к кредитованию предприятий реального сектора экономики. Остальные средства уходили на иные цели», — прокомментировал тогда зампред ЦБ Геннадий Меликьян.
Он уточнил, что часть этих денег была переведена в швейцарский банк (по данным СМИ, на счета компании сына Пугачева и на покупку самолета самому сенатору), а еще одна часть — предоставлена в качестве кредита кипрской компании. Затем средства были направлены французскому предприятию, занимающемуся производством самолетов.
Основная часть кредитов банка предоставлялась компаниям, которые не вели реальной производственной деятельности. «Всего таких компаний было больше ста. Почти все эти компании были однотипными и характеризовались рядом признаков: уставный капитал минимален (10–12 тысяч рублей), зарегистрированы по адресам массовой регистрации, без бухгалтерского работника в штате, платежи в бюджет и внебюджетные фонды крайне незначительны, а операции по банковскому счету состояли главным образом в получении средств от банка и приобретении векселей самого банка. Учреждались эти компании различными физическими лицами – российскими резидентами, эти же лица числились руководителями компаний», – рассказывал Меликьян. Каждой из этих компаний банк выдавал кредит в размере 1–2 млрд рублей, обеспечением по которым выступали векселя офшорной компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах.
26 ноября ЦБ впервые обнародовал оценку реального финансового положения Межпромбанка, сделанную временной администрацией после отзыва лицензии кредитной организации. По данным газеты «Коммерсантъ», собственные средства Межпромбанка достигли минус 30 миллиардов рублей. С такими потерями капитала сталкивались лишь банки, чье финансовое положение резко пошатнулось в острую фазу кризиса: «Глобэкс», Связь-банк и ВЕФК.
«И в Связь-банке, и в «Глобэксе», и в ВЕФКе, и в Межпромбанке была ситуация, когда формально заемщики не были связаны ни с банком, ни с собственником, ни друг с другом, однако по факту значительная часть кредитного портфеля была сосредоточена на бизнесе тех же лиц, которые владели банком», – заявил глава ЦБ, выступая на прошлой неделе в Госдуме.
«Я очень сильно сомневаюсь, что в рамках именно положения закона о субсидиарной ответственности Пугачев будет привлечен к ответственности. Вместе с тем не исключено, что у него заключены с кем-то из кредиторов банка договоры о личном поручительстве, либо иные обеспечительные договоры с подконтрольными ему лицами, которые обязались обеспечивать обязательства Межпромбанка. В таком случае по этим договорам возможна ответственность», — рассказал Business FM Дмитрий Черный.