Обновлено 8 июня в 01:08

Перестановки в столичных театрах обсуждались давно. «Современник» после смерти Галины Волчек в 2019 году оказался в достаточно тяжелом состоянии. Уже два года театром руководит худсовет. В театре Виктюка — такая же история. Театр сатиры переживает кризис жанра, нуждается в каком-то новом творческом витке и новой концепции. И в том числе в ремонте.

Назначение Владимира Машкова директором «Современника» особо никого не удивило. У него были довольно теплые отношения с Галиной Волчек: он не раз приходил к ней за советами, а она, в свою очередь, его всячески поддерживала. О назначении Евгения Герасимова в Театр cатиры если и говорили в театральной Москве, то только в качестве шутки. И, конечно, самая главная интрига: получит ли Константин Богомолов еще один театр под свое крыло? И если да, то какой и в Москве ли?

Своим мнением о кадровых перестановках делится театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина:

Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «Машков. Театр «Современник» для него совсем не чужой. Мне кажется, шанс у «Современника» подняться из того положения, в которое он попал за два сезона или за два с половиной, которым руководил Виктор Рыжаков, сейчас может быть реализован. Богомолов — просто не обсуждается, я удивлена сделанным ему предложением, но Бронную он сделал успешным театром. Зная Константина Юрьевича как большого оригинала, могу предположить, что ему на выбор предложили несколько карт. Выбор его пал на Театр Виктюка. Из всех назначенцев, пожалуй, это может очень здорово выстрелить. И самая рискованная зона — для самого немолодого из назначенцев, Герасимова, который уже потренировался и как-то раскачал бывший Театр Луны, теперь на Малой Ордынке, но там и небольшая труппа, и театр небольшой, а тут — Сатира, академический театр. И шлейф, который тянется за этим театром, — прежде всего кризис жанра».

Два года назад большие перемены в столичных театрах тоже произошли под занавес сезона, но чуть позже, в конце июня. Тогда о них сообщили поздно вечером. По мнению критиков, это самое удобное время. Если бы о перестановках сообщали, например, зимой, то театры бы просто выпали из работы.

Несмотря на новые назначения, все трое сохранят свои прежние должности. Машков останется худруком в Московском театре Табакова, Богомолов — в Театре на Бронной, а Герасимов — в Театре на Малой Ордынке.

По силам ли им взять под свое крыло еще по одному театру и примет ли их труппа? Пока не ясно. По мнению автора театрального блога «Слово Славы» Вячеслава Герасимчука, эти театральные деятели поставлены не столько для того, чтобы создавать что-то, сколько для того, чтобы театры развивались в контролируемом и понятном для департамента культуры русле.

Вячеслав Герасимчук автор театрального блога «Слово Славы» «Свои позиции усилил Владимир Машков, но это было понятно и в контексте выборов, где он был представлен как один из наиболее близких соратников Владимира Путина, и то, что он себя проявил как эффективный менеджер с точки зрения власти, — видно, под его руководством «Табакерка» выросла: проведен ремонт, театр стал достаточно успешным с точки зрения коммерческой составляющей, туда дорогие билеты, практически всегда заполненные залы. Почему такому менеджеру не отдать другой загибающийся театр? Здесь, безусловно, не будет каких-то ярких перформансов, контрвластных манифестов. Что касается Константина Богомолова, говорят: «Да, он сукин сын, но он наш сукин сын». Власти Богомолова именно так и воспринимают. Видимо, кто-то в департаменте культуры Москвы обладает прекрасным чувством юмора: они посмотрели спектакль Богомолова «Новая оптимистическая», где была пародия как раз на Театр Виктюка. Еще один суперэффективный менеджер из Театра Луны, который теперь Театр на Ордынке, — Герасимов, он тоже, видимо, свой человек для департамента культуры. Не имеет каких-то больших достижений, к текущему месту работы вручили еще один чуть более успешный Театр сатиры».

Департамент культуры Москвы также решил присоединить сцену бывшего Центра имени Мейерхольда к Московскому еврейскому театру «Шалом». А Московский театр кукол объединить с Московским открытым театром кукол, перешедшим под управление столицы в начале этого года.

Театр «Шалом», который больше десяти лет стоял в ремонте и был в катастрофическом положении, после прихода Олега Липовецкого ожил и стал динамично развиваться. Расположен он далеко не в центре — на Варшавском шоссе. Видимо, решили, что пора дать ему еще одну площадку, которая могла бы быть востребована и в центре — на Новослободской. А учитывая, что Центр Мейерхольда плохо себя чувствовал в составе «Школы драматического искусства», это довольно удачное решение.