МОПы, которые мы выбираем: между детальным техзаданием и творческим подходом
Архитекторы говорят, что предложений поработать с местами общего пользования в жилых комплексах у них стало больше. И если одним заказчикам при оформлении МОПов важно уложиться в бюджет и остаться в рамках унифицированного дизайна, то другие приветствуют творческий подход и не скупятся на дровяные камины и подлинные произведения искусства
Читать на полной версии«Эстетическая привлекательность мест общего пользования — такая же важная составляющая, как функциональность. Настолько важная, что сейчас девелоперы отдельно заказывают разработку проектов МОПов архитектурным бюро, которые специализируются именно на дизайне общественных интерьеров. И часто именно оформление входных групп становится «фишкой» проекта», — подчеркивала в первой части материала, посвященного МОПам, коммерческий директор компании Plus development Елена Тарасова.
А как считают сами архитекторы, действительно ли предложений поработать над местами общего пользования у них стало больше? Стоит ли, с их точки зрения, уделять МОПам в жилых комплексах повышенное архитектурно-дизайнерское внимание? Какие приемы чаще всего используются в оформлении МОПов, применимы ли к ним понятия «тренд» и «мода»?
Юлия Тряскина, архитектор, соучредитель и партнер ГК UNK
«Частота заказов на разработку дизайна МОПов и лобби, конечно, зависит от активности рынка жилого строительства. Чем больше строится новых домов, тем выше спрос на специалистов, которые смогут сделать эти пространства не просто функциональными, но и привлекательными. Застройщики, как правило, ставят перед архитекторами и дизайнерами вполне конкретные задачи. Они хотят, чтобы МОП был не просто частью здания, а его органичной частью, гармонично вписывался в общую концепцию. Важно, чтобы он был удобным для жителей, функционально- и ремонтно-пригодным и в то же время стильным и современным. Заказчики хотят, чтобы их МОП выглядел так, чтобы он не устарел и через десять лет, был в тренде. Однако порой заказчики не совсем правильно формулируют свои пожелания, что приводит к не самым удачным решениям. Некоторые пытаются сделать МОП продолжением квартиры, не учитывая, что это общественное пространство с особенностями. Архитекторы, работающие с МОПами, обладают специфическими знаниями. Они уже понимают, как организовать людские потоки, как подчеркнуть функциональность пространства, как создать модный дизайн, который долго не утратит актуальности. И если МОП должен быть частью общего концепта здания, частью того «пирога», который создает застройщик, то архитекторы в данном случае подобны кондитерам — они наполняют этот «пирог» смыслом и эмоциями, делая его не просто красивым, но и вкусным, сочным, удовлетворяющим ожидания потребителя. И да, МОП — это та деталь здания, которой стоит уделить повышенное внимание. Несмотря на то что многие воспринимают его как просто подъезд, это намного больше — это буфер между «общественным» и «личным» пространством дома, и именно на него ложится большая функциональная нагрузка. Здесь происходит «встреча» многих потоков: ходят жильцы, гости, обслуживающий персонал, почтальон доставляет корреспонденцию, курьеры — заказы, и даже выход из паркинга часто присутствует. То есть МОП — это целый микромир большого дома, и от его архитектурно-дизайнерского решения зависит впечатление от всего дома. Важно также учесть, что МОП требуется сделать не только красивым, но и практичным: безопасным, комфортным, удобным в эксплуатации. Дизайн его должен быть гармоничным и соответствовать общему стилю здания. Например, если дом в современном стиле, то МОП проектируется с минималистичным интерьером, чистыми линиями и яркими акцентами. Опираясь на опыт своей работы, могу сказать, что уделять повышенное внимание архитектуре и дизайну МОПа необходимо, потому что МОП — это визитная карточка здания, и он должен создавать приятное впечатление у жильцов, гостей и потенциальных покупателей. Как в любом эмоциональном проекте, мы здесь подвержены влиянию и трендов, и моды. Но прежде всего задача архитектора — уловить «язык», на котором здание говорит с пространством и наблюдателем, а затем перевести его в облик внутреннего убранства. Поэтому в тренде был и будет только отличный вкус архитектора и глубокое понимание им продукта. Можно нарисовать и ар-деко, и модерн, и классику, если в этом месте и для этого здания должно быть ар-деко, модерн или классика. Все эти стили будут актуальны, если выражают значимую для общества идею. Поэтому правомернее говорить не об общих трендах, а, скорее о тренде для конкретного места. Где-то требуется old money, кому-то, наоборот, нужны яркие МОПы, потому что у них в проекте драйв, молодые семьи, дети и все эти велосипеды с самокатами. В каких-то проектах предполагается, что будет меньше детей, тогда там другие условия и другой дизайн МОПов. Дизайн просто решает задачу, а хорошо ли или плохо он ее решил — зона ответственности архитектора, ну а потом девелопера. Если сделано как надо, войдя в пространство МОПа, ты ощущаешь его буферной зоной между квартирой и городом, между личным и общественным, между тишиной и шумом общественной жизни».
***
Андрей Коренков, сооснователь архитектурного бюро Core
«В связи с тем что большую часть нового строительства составляют именно многоквартирные жилые дома, потребность девелопера в дизайне МОПов для новых ЖК достаточно высока. Пропорция таких запросов в нашем бюро также это подтверждает. Для застройщиков один из самых важных критериев — конечно, бюджет, поэтому основной задачей всегда является реализация проекта в рамках заложенной стоимости квадратного метра. Также довольно часто имеются определенные требования к используемым в проекте материалам — учитываются их эксплуатационно-технические свойства, доступность для закупки в больших объемах и, конечно, эстетические качества. Экстраординарные запросы, к сожалению, приходят гораздо реже. Во-первых, это обычно касается жилья премиум-сегмента, которого строится не так много по отношению к жилью бюджетного класса. Здесь заложена большая стоимость квадратного метра, и, соответственно, есть возможность применять уникальные дизайнерские решения. Во-вторых, многие компании опасаются экстраординарных решений в силу того, что боятся быть непонятыми конечным потребителем (или даже строителями, которым предстоит реализовать подобное решение) и унифицируют дизайн. Хотя, на наш взгляд, уникальный и экстраординарный дизайн может служить отличным инструментом для создания добавочной стоимости продукта. Стоит ли вообще уделять МОПам повышенное архитектурно-дизайнерское внимание? Однозначно стоит. МОПы являются именно теми пространствами, с которыми ежедневно взаимодействует конечный потребитель, покупатель жилья. В связи с высокой конкуренцией на рынке недвижимости и сформировавшейся насмотренностью у покупателя дизайн самих МОПов может быть важным фактором для выбора в сторону покупки определенного объекта. А вот касательно приемов было бы сложно выделить что-то конкретное, так как в этом и есть подход и личность архитектора. Мы, например, всегда подходим к каждому объекту индивидуально, решения рождаются именно в процессе проектирования, основываясь на анализе и поставленных заказчиком задачах. Мода и тренд, безусловно, применимы к дизайну, обычно это касается какого-то материала, цвета или дизайнерского приема. Трендов при этом достаточно много, и каждый архитектор видит их по-своему. Сейчас в проектах довольно часто встречается терраццо или плитка, его имитирующая (при низком бюджете). Это довольно интересный тренд, так как настоящее терраццо мы часто можем встретить в советских зданиях модернистской эпохи, то есть тренд это уже не временный, а выверенный и устоявшийся. В дальнейшем, по нашему мнению, актуальность таких решений будет только расти, так как именно их применение и рождает дизайн «вне времени», не устаревающий, выверенный».
***
Сергей Карлисон, главный архитектор проектной мастерской ITEM
«Сегодня стильные МОПы — это один из популярных инструментов создания положительного впечатления не только о доме или комплексе, но также о девелопере и проекте в целом. МОПы решают практические и эстетические задачи, а также приносят прямую прибыль, увеличивая инвестиционную привлекательность недвижимости. Поэтому архитекторы сейчас получают заказы на проектирование и дизайн МОПов почти с каждым проектом. При этом есть заказчики с детальным техзаданием: они четко знают, какие светильники, отделку дверей и цвет инженерных люков должно содержать пространство. Есть заказчики с запросом на более творческий подход, поиск и оригинальные решения. В нашей практике встречались неожиданные повороты: настоящие камины в холле, встроенная мягкая мебель с негорючей отделкой, скульптурное оформление, массивные аквариумы с живыми рыбками. Мы также наблюдаем в девелоперской среде яркий тренд: МОПы делают проект интереснее, если наполнение жилых или коммерческих помещений изначально предусмотрено упрощенным. Чтобы создать запоминающееся впечатление, проектировщики используют всевозможные приемы, стили и материалы. В холлах жилых комплексов и бизнес-центров, к примеру, появляются настоящие картины, фрески, бархатные шторы, дизайнерская мебель и светильники, дорогие натуральные материалы, скульптуры и другие предметы искусства. Еще один из трендов в дизайне МОПов — создание общего пространства с придомовой территорией: интерьеры входных групп визуально объединяются с пространством двора благодаря использованию единой темы, а также цветовых решений и материалов. В составе МОПов также появляются полноценные общественные пространства, такие как детские комнаты, коворкинги, комнаты для мастер-классов и арт-студии. Общественные места, ранее использовавшиеся просто для транзита, получают свою функцию и самостоятельную важную роль».
Особое и весьма важное дополнение к теме — освещение мест общего пользования.
По словам светодизайнера, основателя светотехнической компании L1, автора телеграм-канала «Про свет» Ивана Федянина, с точки зрения светодизайна МОПы жилых комплексов требуют такого же внимания к деталям, как и дизайн интерьеров.
Иван Федянин светодизайнер, основатель светотехнической компании L1, автор телеграм-канала «Про свет» «Для создания лучшего опыта в проекте нужно предусмотреть несколько сценариев освещения: дневной, вечерний и ночной. Разные сценарии позволяют адаптировать пространство, сделать его комфортным в любое время суток. При этом очень важно, чтобы сценарии освещения менялись в зависимости от наступления темноты: в разные сезоны темнеет раньше или позже, а понятие «вечер» становится растяжимым. Такая сценарность всегда закладывается в дизайн-проект, и здесь большая ответственность лежит на управляющих компаниях, чтобы обеспечить реализацию этих сценариев в процессе эксплуатации. Свет в общественных пространствах ЖК должен быть теплым и работать не только с горизонтальным освещением поверхностей, таких как пол, стойка ресепшен, кофейные столики. Освещение, которое создает атмосферу, активно работает со стенами, предметами искусства, украшающими интерьер, расставляя акценты и привлекая внимание жителей к окружающей красоте».
Одним словом, важно сделать так, чтобы ощущение «дома» у жителя выходило за пределы его квартиры, а безопасность и уют ощущались с порога, чтобы человеку было комфортно и уютно не только внутри его собственного пространства, но и на лестничной площадке, в лобби или во внутреннем дворе. Такое внимание к деталям может значительно повысить класс объекта и его стоимость, уверен Иван Федянин.