Каршеринг «Делимобиль» привлек более 4 млрд рублей на своем IPO
Это выше ожидаемого — изначально планка от компании была установлена на уровне в 3 млрд. Впрочем, опрошенные Business FM инвесторы отнеслись к акциям «Делимобиля» с осторожностью
Читать на полной версииИтоги IPO для «Делимобиля» оказались очень неплохие — на момент торгов капитализация сервиса каршеринга оценивалась в 46,5 млрд, размещение прошло по цене в 265 рублей за акцию, это верхняя граница ценового диапазона. Привлечь удалось более 4 млрд рублей вместо запланированных 3 млрд.
Доли институциональных инвесторов и физлиц разделились примерно пополам. Всего набралось 45 тысяч инвесторов. Впрочем, среди нескольких опрошенных Business FM инвесторов интересующихся «Делимобилем» не оказалось — все отнеслись к размещению с осторожностью и не уверены, примут ли участие в дальнейших торгах. Мнение частного инвестора, автора проекта «Фининвестор» Александра Иванова:
Александр Иванов частный инвестор, автора проекта «Фининвестор» «Я не подавал заявку на участие в этом IPO, несмотря на то, что, по оценкам СМИ, был высокий спрос на эти бумаги, и мы уже знаем по сегодняшним сообщениям, что разместить хотели сначала 3 млрд рублей, и видно, что размещение почти в полтора раза увеличили. И это наверняка связано с высоким спросом со стороны инвесторов. Но меня не особо заинтересовало это размещение. Есть подозрение, что компания оценивается немного дороговато. Тут стоит отметить, что сам по себе объем размещения — 3-4 млрд рублей — это, конечно, солидный объем размещения, но не супергигантский. Просто сейчас на российском рынке акций у инвесторов есть деньги. Деньги есть, потому что российский рынок за прошлый год вырос более чем на 40%. Люди фиксируют прибыль. Плюс зимой были дивидендные отсечки».
IPO «Делимобилю» было необходимо как компании, которая пока сохраняет лидерство на рынке при наличии очень сильных конкурентов — «Яндекс Драйва», BelkaCar и «Ситидрайва», который принадлежит «Сберу». Сейчас, по открытым данным, совокупный парк «Делимобиля» превышает 20 тысяч автомобилей, в то время как у ближайшего конкурента — «Яндекса» — на несколько тысяч машин меньше. Разница, впрочем, несущественная, но «Делимобиль» пока сохраняет преимущество.
Ранее у компании была целая серия выпусков облигаций, но с такими процентными ставками, как сейчас, проще и выгоднее было наконец выпустить акции. Время было подгадано удачно, говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк:
В самом «Делимобиле» Business FM сообщили, что «очень довольны» прошедшим размещением. В недавнем интервью радиостанции гендиректор сервиса Елена Бехтина отмечала, что каршеринг — это бизнес, который получает эффективность от масштаба. Здесь все завязано на постоянном расширении — от него каршеринг получает все выгоды. С другой стороны, бизнес каршеринга — ни в коем случае не золотое дно, это очень капиталоемкое дело. И бумаги после старта торгов могут повести себя непредсказуемо, считает руководитель направления «Строительный сектор» Ассоциации владельцев облигаций Дмитрий Степанов:
Дмитрий Степанов руководитель направления «Строительный сектор» Ассоциации владельцев облигаций «С моей точки зрения, цена в районе 265 рублей за одну бумагу — это цена довольно рыночная. При этом очевидно, что инвесторы, покупающие бумагу, ожидают продолжения роста выручки компании. Но конкуренция постоянно растет. Не все уверены в том, что темпы роста компании могут соответствовать прогнозам, а то, что доля свободного обращения будет увеличиваться, а цена будет при этом более высокой — наверное, это основная идея, при которой бумаги покупались. Первые три-четыре торговых дня покажут, какая была доля спекулянтов, потому что, вероятно, в первую торговую сессию бумагу будут продавать те, кто ожидал быстрого роста цены. Если этот быстрый рост происходить не будет, вероятно, бумага может испытать некоторое давление. Поэтому первые дни, скорее всего, будут волатильными».
Как отмечают аналитики, есть и другие риски. Резкое улучшение показателей в прошлом году, когда «Делимобиль» заработал чистую прибыль в 726 млн против убытка в 450 млн годом ранее, они склонны объяснять изменением учетной политики в бухгалтерской отчетности каршеринга. А часть прибыли, вероятно, появилась от продажи подержанных машин, когда цены были на пике. Сейчас парк надо наращивать — а цены не то чтобы стали сильно меньше.