Число проверок бизнеса резко снизилось, но размер штрафов все же увеличился
Правительство, ведомства и участники бизнес-сообществ обсудили, как прошла так называемая контрольно-надзорная реформа. Оказалось, все не так однозначно
Читать на полной версииГлавный тезис прошедшей встречи о совершенствовании контрольно-надзорной деятельности — количество проверок за последние пять лет снизилось кардинально, особенно резко в 2022-м и 2023-м, а число происшествий и различных неполадок не выросло, как можно было бы ожидать. Вывод, который делают участники, не в том, что проверок изначально было неоправданно много, а в том, что заработала цифровизация. И, например, появился такой термин, как риск-ориентированный подход.
Всего таких рисков шесть — от низкого до чрезвычайно высокого. В зависимости от того, какой риск обнаружили, ведомства понимают, идти с проверкой через месяц или прямо сейчас. Суть метода объясняет президент «Опоры России» Александр Калинин:
Александр Калинин президент «Опоры России» «За несколько лет количество проверок снизилось в пять раз, из них две третьих уже являются профилактическими проверками. Количество требований к бизнесу уменьшилось на одну треть. Уже несколько лет действует мораторий на проведение проверок. Правда, мораторий по внеплановым проверкам заканчивается в этом году, по плановым заканчивается в 2030 году, и за это время нужно отработать новую модель риск-ориентированного подхода. К примеру, предприятие молочной продукции закупает молоко на миллиард рублей, а выпускает упакованного молока на 5 млрд. Это возможно? Нет, невозможно. Значит, оно где-то использует сухое молоко. Риск срабатывает, к нему идут на проверки. Оказывается, такие флажки на 90% попадают в точку».
В 2023 году лидером по ослаблению надзора с точки зрения проверок стал Роструд. Вторым стал Роспотребнадзор. А вот налоговая, МЧС и МВД число проверок нарастили. Остальные ведомства остались примерно на том же уровне. Все это статистика подсчетов проверок именно по новому риск-ориентированному подходу. Список таких индикаторов собираются расширять. Но перед этим пришлось основательно почистить старые правила, отмечает зампред правительства, руководитель аппарата правительства России Дмитрий Григоренко:
Дмитрий Григоренко зампред правительства, руководитель аппарата правительства России «В результате более 140 тысяч норм и правил были отменены по признанию квалификации как избыточной или излишней, причем решение принималось совместно с бизнесом. Порядка 40% требований были отменены. Эта работа, по оценкам самого же бизнеса, привела к тому, что бизнес ежегодно экономит порядка 200 млрд рублей в год. Бизнес прекрасно понимает, что, если он не согласен с этими требованиями, рисками, он может это обжаловать. Цель — окончательно перейти на процедуру назначения проверок только в том случае, когда надзирающий орган знает, что совершается нарушение. Задача — не проверять там, где нет нарушений».
Всего за 2023 год провели 352 тысячи проверок, чаще всего проверяли частных предпринимателей — в половине случаев, четверть всех визитов была на строительные объекты, почти 20% пришлись на социальную сферу, остальное — это проверки чиновников. Бизнес обжаловал пять тысяч решений, прокуратура отклонила 67 тысяч поводов к проверкам. А число так называемых профилактических визитов перевалило за миллион. Участники встречи шутили, что такие визиты бизнес уже рассматривает как бесплатную консультацию по улучшению своего дела, своего рода инвестицию. Еще несколько лет — и мораторий на проверки можно будет отменять, считает президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин:
Проблем еще полно. Бизнес-омбудсмен Борис Титов отметил, что хоть и число штрафов по результатам проверок уменьшается, однако сам размер взысканий растет. В «Опоре России» посчитали, что индикаторы риска устаревают и надо посмотреть, какие работают, а какие — нет. В «Деловой России» предложили внедрить институт третейского судьи, когда третья сторона будет решать возникающие конфликты. А в РСПП обратили внимание, что больше трети опрошенных компаний заявили о появлении новых странных требований, в которых связь с безопасностью вообще не прослеживается. Зачем тогда такие правила — непонятно.