Председателями жюри «Золотой маски» назначены режиссеры Сергей Женовач (по «драматическому театру и театру кукол») и Вячеслав Стародубцев (по «опере, оперетте/мюзиклу и балету»). Президент премии с декабря — Владимир Машков.

Жюри «Золотой маски» опубликовали с опозданием — обычно состав объявляли в ноябре-декабре. Драматические и кукольные спектакли будут оценивать эксперты во главе с худруком СТИ Сергеем Женовачом, который по своим политическим и искусствоведческим взглядам — центрист, приверженец скорее классического театра, чем экспериментального. Музыкальный театр будет судить команда во главе с главным режиссером Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Вячеславом Стародубцевым.

Среди артистов, вошедших в жюри, — Андрей Мерзликин и Игорь Петренко. У обоих в списке их регалий указали, что они лауреаты Премии ФСБ России. Среди художественных руководителей — худрук Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра Наталья Волкова.

Из театральных критиков обращают на себя внимание имена Марины Райкиной и Григория Заславского — ректора ГИТИСа. Оба люди, хорошо разбирающиеся в театре. Марина Райкина в комментарии Business FM назвала своих коллег по жюри «людьми, которые занимаются делом, а не болтологией и борьбой за влияние».

В соцсетях многих смутило, что для выдвижения на «Маску» теперь потребуется одобрение региональных союзов театральных деятелей и минкультов. Это неизбежно повлияет на репутацию премии, считает театральный критик Глеб Ситковский:

Глеб Ситковский театральный критик «Мне кажется, это немножко меняет сам смысл существования премии. Мы знаем, во-первых, что региональные отделения СТД очень разные на местах. Кроме того, часто бывают, может быть, какие-то конфликты. Или же еще какие-то соображения, не имеющие отношения к творческому качеству спектакля. Кроме того, в последнее время появилось довольно много интересных независимых театров, которые не входят в систему регионального департамента культуры, или СТД ими не занимается. Значит, вот как эксперты берут этот спектакль, а СТД скажет, что «нет, мы такого театра не знаем», потому что он негосударственный».

Судить о такой новой системе пока рано — конкурсная программа покажет, хорошо это или плохо, говорит член жюри «Золотой маски», театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина:

Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «Это достаточно мировоззренческий взгляд на самом деле. Мы — родина перегибов и крайностей или все-таки в России во всех ее областях можно надеяться на разумное, на центристскую позицию без перегибов, без глупостей? Мне кажется, что в определенной степени «Золотая маска», особенно последних лет, грешила этим. Согласитесь, что позиция нахождения в центре дает больший угол обзора и возможностей для обзора, чем нахождение справа в углу или слева в углу. Вот это введение дополнительного контроля, мне кажется, как антитеза существовавшему несколько лет положению, когда не было никакого контроля, вошедшего в абсолютное пике. Что я имею в виду — разумеется, не политические вещи, а эстетические и художественные, которые часто принимали антихудожественные и бездарные формы. Но поскольку это было в тренде и поскольку группа людей боролась за влияние на театральном поле — а без этого театральное и вообще поле искусства не существует, не только у нас, мне кажется, и повсюду, — то это ответ на существующую в недалеком прошлом бесконтрольность».

Спектакли на этот раз не покажут в Москве, как это происходило все предыдущие годы, — смотреть их члены жюри будут на площадках самих театров в разных городах России. Эксперты говорят, что просто смена дирекций произошла слишком быстро: новая чисто физически не успевает обеспечить приезд большого числа коллективов, заключить договоры на аренду с московскими площадками, которые на март-апрель уже сверстали планы. Плюс создание новой дирекции не означает автоматического перехода спонсоров. А деньги на гастроли откуда-то надо брать.