Почему маркетплейсы наотрез отказались платить сбор в пользу «Почты России»
Игроки рынка электронной торговли категорически против введения инфраструктурного платежа в 0,5% от оборота. С предложением взимать такой платеж с крупных компаний выступила сама «Почта». Якобы госкомпания доставляет товары туда, куда больше доставлять некому, и ей нужно поддерживать убыточные отделения
Читать на полной версииОбновлено в 16:30
В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) ранее заявили, что игроки рынка электронной торговли категорически против введения инфраструктурного платежа в 0,5% от оборота в пользу «Почты России».
С предложением взимать такой платеж с компаний, чья выручка превышает 1 млрд рублей в год, весной выступила сама «Почта». Мотивировалось это тем, что госкомпания доставляет товары туда, куда больше доставлять некому, и необходимостью поддерживать убыточные отделения. Если мера будет введена, «Почта России» сможет получить дополнительно порядка 25 млрд рублей в год.
Заявление президента АКИТ прозвучало в ответ на высказывание главы «Почты России» Михаила Волкова, который сообщил ТАСС, что проект взимания оборотного платежа нашел понимание среди нескольких крупных участников рынка. Комментирует управляющий директор Ozon Сергей Беляков:
Сергей Беляков управляющий директор Ozon «Мы, безусловно, поддерживаем сказанное Артемом Соколовым, руководителем отраслевой ассоциации, который выражает коллективное мнение членов ассоциации, и, естественно, он консультировался перед тем, как сделать такое заявление. Что означает этот оборотный сбор? Его можно назвать оборотным налогом на компании отрасли. Это означает, что компания, которая испытывает меньше финансовых проблем, чем большое количество игроков рынка, не государственных, а частных публичных компаний, пытается решить эти проблемы за счет рынка, за счет бизнеса, у кого ситуация еще более тяжелая. Когда нам нужно привлечь деньги, мы либо берем деньги в кредит, либо пользуемся деньгами акционеров, которые вкладывают в развитие бизнеса, которым владеют. И получается, что акционеры вкладывают деньги в развитие не своего бизнеса, а бизнеса другой компании — «Почты России», которая также работает на рынке и может использовать те же финансовые инструменты привлечения капитала, которые характерны для всех других игроков. Мне кажется, это, во-первых, нечестно, во-вторых, неэффективно, потому что, не улучшая проблемы «Почты», мы только затыкаем дыру, а причина этой дыры остается. Мы ухудшаем, и это важно, финансовое положение компании, которая сейчас является условием бесперебойной поставки всей номенклатуры товаров для всех граждан на территории всей страны. Кроме того, надо отметить, с чем связано появление вчерашнего комментария Артема Соколова. Это в значительной степени реакция на слова руководителя «Почты России» о том, что якобы рынок с пониманием относится к инициативе по введению такого сбора. Это не так, и, к сожалению, надо констатировать, что и диалога в том виде, в котором мы бы хотели, когда обсуждается не только предложенный вариант решения проблемы, но и альтернативы, которые рынок предлагает, а рынок предлагает альтернативы, как можно совместными усилиями улучшить экономику «Почты», как мы можем пользоваться сервисами, которые «Почта» предоставляет, как мы можем увеличивать поток товаров, который идет через «Почту», потому что их функция действительно значима, они серьезной инфраструктурой обладают, как это могло бы исправить и улучшить экономику «Почты России». Вот такого диалога сейчас нет, он не просто неэффективный, он отсутствует».
Комментирует член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс.
В Минцифры инициативу «Почты России» поддержали, хотя и назвали эту меру непопулярной, а реакцию маркетплейсов предсказуемой. Но, по мнению главы министерства Максута Шадаева, другого способа поддержать «Почту» сейчас нет.
Решение крайне спорное, согласна директор московского офиса CPO Group, эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса «Опоры России» Лариса Науменко.
Лариса Науменко директор московского офиса CPO Group, эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса «Опоры России» «Оборотный налог предполагает плату со всех операций, как минимум это спорное решение. Если такой налог действительно будет введен и коснется таких площадок, то в конечном итоге это все отразится на потребителях либо маркетплейсам придется затягивать пояса и где-то частично себе в убыток работать. Вряд ли это будет полноценным налогом, потому что мы понимаем, что для введения такого, даже пусть отраслевого налога нужны будут изменения в Налоговый кодекс. У нас любые поправки в части налогового законодательства вступают в силу только со следующего года, возможно, будут искать какие-то иные пути взимания этой платы. На сегодня эта мера не обсуждается с бизнесом, и это самое печальное. Предыдущий опыт показал, что государство и бизнес могут достаточно продуктивно взаимодействовать и найти компромисс, который будет интересен и бизнесу, и государству. Почему здесь не использована эта практика, вызывает большое недоумение. Что касается «Почты России», ее желание понятно — покрыть какие-то свои издержки, в том числе на очень отдаленные отделения, скорее всего, они действительно глубоко убыточны, но этот вопрос о том, что государственные расходы государственная компания будет черпать за счет бизнеса, тоже крайне спорный».
Если такой платеж введут, цены для конечного потребителя точно вырастут, говорит основатель российского бренда товаров для мам и малышей NappyClub Роман Квиникадзе.
Роман Квиникадзе основатель российского бренда товаров для мам и малышей NappyClub «Цены от этого вырастут минимум на 3%, потому что выручка и оборот в зависимости от оборачиваемости капитала очень сильно могут влиять на цену. Как представитель компании, которая уже приближается к 1 млрд по выручке, при этом у нас достаточно низкая наценка, высокая оборачиваемость, любая добровольно-принудительная комиссия сильно утяжеляет наши возможности, ухудшает финансовые показатели. И сказать, что кто-то этому обрадуется в том формате, как это было предложено, мало будет желающих, учитывая, что это абсолютно непрозрачная процедура, которая непонятно, как будет реализована, кто будет определять твой объем выручки, потом на основании каких постановлений, требований, договоров и так далее будут у тебя просить каких-то перечислений. Справедливости ради хотелось бы увидеть как минимум какой-то план, что рынок, и покупатели, и сами операторы получат от этих инвестиций. Может быть, это и будет на пользу всей инфраструктуре, учитывая, что «Почта» создает 10-12% всех точек по выдаче товара. Рынок сейчас организован, на нем много игроков, почему вдруг один игрок говорит: ребята, я хочу брать некий, как государство, НДС с некоего оборота, который я не понимаю, как исчислять. Наверное, максимально логично это делать с того, что декларируется в официальной отчетности».
По итогам 2022 года убыток «Почты России» превысил 27 млрд рублей. Это почти та сумма, которую она хотела бы получить с маркетплейсов. В этом году компания получила порядка 5 млрд рублей от государства на модернизацию примерно тысячи отделений в селах.