Цены на икру и лососевую рыбу в России оказались самыми высокими в мире
За год икра, по данным Росстата, подорожала до 6200 рублей за килограмм, или на 14%. Лососевая рыба в целом по стране стоит около тысячи рублей. В некоторых регионах ее стоимость за год выросла почти наполовину. Почему рыба дорожает и когда цены снизятся?
Читать на полной версииОбновлено 17 июля в 22:00
Икра на российском рынке, по подсчетам экспертов, сейчас на 30-40% дороже, чем на мировом. Лосось подорожал в полтора раза. Ситуация курьезная, считает президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев. Снизить цены мог бы импорт, но из-за санкций количество стран, из которых можно было бы ввозить рыбу и икру, сократилось.
Виталий Корнев президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка «Если на одном рынке икра становится дорогой, туда икра перетекает с других рынков. А в силу известных событий мы можем потреблять только свою собственную, поэтому, если у нас ее становится мало, больше на наш рынок попасть никак не может, цена и взлетает до небес. Но это больше курьез, потому что это достаточно локальный продукт с очень небольшим потреблением на одного жителя России. У нас же тоже были раньше неудачные путины, когда очень мало ловили, просто на наш рынок поступала американская икра или еще какая-нибудь, и она, собственно говоря, гасила цены. Для того чтобы цены упали, нужно сравнительно небольшое количество».
Импортируем мы в основном семгу и форель, охлажденную и мороженую, около 100 тысяч тонн в год — те виды лососевых, которых у нас, в сравнении с остальными, почти нет. Упал курс рубля, рыба и икра подорожали. Плюс затраты на логистику: прямых путей доставок сейчас нет, раньше везли напрямую в Питер, теперь окольными путями через Турцию и Китай, удлиняется плечо доставки, опять же, растут затраты.
Красная икра на экспорт практически не идет — она никому не интересна, кроме России и стран СНГ. Та цена, которая называется сейчас, 6200-6400 рублей за кило — это только начало путины на Дальнем Востоке. К концу вылова, в сентябре, в зависимости от результатов и формируется цена. Рестораны именно в начале осени и закупаются рыбой на год вперед, когда цены самые низкие. Иногда крупные трейдеры ее выкупают, и в течение года продают мелкими партиями. Маленькие рестораны большие объемы не берут, предпочитают закупаться точечно на рынках.
Сами рестораторы рассказывали BFM, что раньше были ориентированы на норвежского лосося, чилийского, фарерского. Сейчас с этим сложно. Норвегия официально закрыта с 2014 года, когда вводили первые санкции, и Москва отвечала контрмерами. Было закрытие импорта из Исландии и Фарерских островов. Осталась Турция, где рыба по качеству похуже из-за теплых морей. И остался чилийский лосось.
В прошлом году выловили 300 тысяч тонн рыбы, меньше обычного — на экспорт ушло 70 тысяч тонн, 230 пошло на внутренний рынок. Как в этом году будет, пока неясно. Путина только началась, выловили пока только 15 тысяч тонн, экспорта пока вообще никакого нет. Но рассчитывать на то, что всю рыбу оставят для внутреннего рынка, чтобы сбить цены, не стоит, говорит эксперт рыбного рынка Александр Фомин:
Александр Фомин эксперт рыбного рынка «Если брать в целом по рынку — все, что вылавливается российскими рыбаками, то около 60% продукции экспортируется за рубеж, потому что там живая валюта, страна заинтересована в том, чтобы эта валюта поступала в Россию. Поэтому все вопросы по ограничению — это к правительству. Не факт, что они выберут в приоритете обеспечение населения дешевой продукцией. Скорее наоборот, поскольку в стране нужна валюта. Скорее всего, будут только стимулировать экспорт. В настоящее время путина только начинается на Дальнем Востоке, речь идет о тихоокеанских лососях: горбуша, кета, нерка, кижуч. В конце августа будет понятно, что происходит. У нас есть дикий лосось — тихоокеанский, который мы добываем, в этом году прогнозы ученых обещают 500 тысяч тонн. Это, соответственно, рыба, которая морозится, ее в охлажденном виде доставить невозможно в центральные районы страны, в течение года она поэтапно туда довозится»
На стоимость влияет еще и растущий доллар. Большая часть рыбы из России экспортируется — до 70% вылова. Отсюда и повышение цен для вывоза за границу. А вместе с этим растет и ценник на внутреннем рынке. При этом рыбы в ресторанах эти изменения не коснутся, говорит омбудсмен ресторанного рынка Москвы, основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов.
Помогло бы искусственное выращивание лососевых? В России нет таких прекрасных фьордов, как в Норвегии, но подходящие акватории для лососевых все же имеются. Проблема в том, что тут мы уже достигли потолка — аквакультура в состоянии произвести 40 тысяч тонн при ежегодном потреблении в 150 тысяч. Остальное вынуждены завозить. Эта сфера требует значительных инвестиций, а результат — не гарантирован. Поэтому от ежегодной путины и зависит так много — она остается главным источником рыбы и икры как для внутреннего рынка, так и для дальнейшего экспорта.
В отрасли считают, что за ростом цен стоят инвестквоты от государства. Квоты на ловлю рыбы выдаются предприятиям в обмен на инвестиции, например строительство заводов или флота. В Росрыболовстве программу называют одним из ключевых элементов модернизации. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов отмечает, что из-за инвестиций участники рынка берут больше кредитов.
Георгий Мартынов Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья «Сегодня идет реинвестиционный процесс в отрасли, меняется принцип исторического вылова на принцип аукционной продажи ресурсов. Естественно, аукционная продажа ресурсов происходит с определенными обременениями. Если говорить про крабов, то помимо того, что надо выиграть лот на аукционе, надо еще и построить пароход. В рыбной промышленности нет каких-то монопредприятий, которые бы ловили только лосось, либо только минтай, либо сельдь. Рыбная промышленность устроена таким образом, что рыбацкие предприятия фактически вылавливают весь спектр рыбной продукции, и стоимость одной рыбной продукции, конечно, перетекает в стоимость другой. Сегодня рыбная промышленность должна банкам более 400 млрд рублей, это инвестировано в строительство флотов, покупку ресурсов. И в конце прошлого года был подписан закон о введении второго этапа реинвестиционных квот, так что сумма будет, наверное, еще больше. Себестоимость рыбной продукции достаточно высока, у рыбаков нет никаких привилегий по топливу, нет никаких государственных субсидий, но появились обязательства инвестиционные перед государством. Поэтому с каждым годом рыбная продукция будет дорожать и дорожать. Через несколько лет, наверное, мы все-таки построим тот флот, который закладывали, дорогостоящий флот, и период окупаемости, полагаем, что это будет лет через 15, а то и 20».
В то же время эксперты отмечают, что для падения цен на икру достаточно хорошего вылова. Тогда предложения станет больше, а стоимость снизится. И в этом году рыбы, как ожидается, будет много. Был бы спрос. А он, по прогнозу Национального рейтингового агентства, снижается в год на 5-7% на человека.