Выступивший на съезде РСПП глава Минфина Антон Силуанов рассказал о единоразовом платеже в бюджет. По его словам, он затронет 0,1% российских компаний — тех, у кого крупный бизнес и прибыль до уплаты налогов за 2021-2022 годы не менее 1 млрд рублей. Нефтяников и угольщиков это не коснется, им подготовили другие налоговые новации.

Министр подтвердил, что, согласно договоренности, общая сумма поступлений будет порядка 300 млрд рублей, но предложения об увеличении объема будет приветствоваться. Он отметил, что бизнес показал отличные финансовые результаты. «Мы очень рады за бизнес, но и хотим, чтобы бизнес частично поделился с государством», — сказал Силуанов. Он также сказал, что ставка единовременного взноса будет 5%. То есть, получается, что размер сверхприбыли крупного бизнеса за 2021-2022 годы в правительстве оценили в 6 трлн рублей.

300 млрд дополнительных поступлений в бюджет — это не так уж много, но и эти деньги будут нелишними, считает директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович:

Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «Наш бюджет примерно составляет 30 трлн рублей. 300 млрд рублей — это 1%. Это не так много, но надо исходить не от полного бюджета, а от планируемого дефицита. Планируемый дефицит бюджета на этот год — 3 трлн рублей. И вот Минфин предлагает в том числе покрыть 10% за счет одноразового сбора с компаний. Учитывая форс-мажорный год, учитываю СВО, учитывая дефицит бюджета, я думаю, если это разовая кампания, то, конечно, бизнес переживет. Главное, чтобы это не переходило в прецедент».

Президент РСПП Александр Шохин, обсуждая платеж в бюджет с министром финансов, заявил, что бизнес готов заплатить windfall tax авансом, но хотел бы в таком случае получить дисконт. В свою очередь Силуанов сообщил, что бизнес сможет сделать взнос и через год, но выгоднее заплатить в этом году.

В середине дня на съезде РСПП выступил Владимир Путин. Говоря о российской экономике, он вспомнил слова американского писателя Марка Твена, сказавшего, что «слухи о его смерти сильно преувеличены». «Вот так и в отношении нашей экономики», — заметил президент.

Позже, во время вопросов и ответов, Путин заявил, что Россия вынуждена принимать меры по ограничению вывода дивидендов на Запад в ответ на арест российских активов там. Он допустил смягчение этих ограничений, если дивиденды будут направляться на развитие российского бизнеса. В свою очередь первый вице-премьер Андрей Белоусов сказал, что правительство предлагает ослабить ограничения для тех иностранных инвесторов, которые пришли в Россию после начала спецоперации.

Комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Российская экономика не может развиваться, полностью отрезав себя от внешнего мира. Роль в том числе западных компаний остается достаточно значимой. Неслучайно полуиронично сегодня на съезде прозвучала идея создать статус «дружественной» компании из «недружественной» страны. Там посмеялись, конечно, но идея, в общем-то, ясна. Компании остаются в России, соответственно, их дивиденды переводятся на спецсчет C, где они либо заблокированы до лучших времен, либо могут в лучшем случае получить рубли. И здесь все-таки ключевой вопрос, который будет, — это условия возможного использования этих дивидендов, потому что часть компаний заинтересована эти деньги вывести из России».

Какими могут быть послабления для иностранных инвесторов, на съезде РСПП сказано не было. Но если это обсуждалось с президентом, то, наверное, можно с большой долей уверенности говорить, что они будут. А конкретные меры разработает правительство.