В Международном энергетическом агентстве сообщили о снижении экспорта нефти из России по итогам февраля. Экспорт снизился после введения Евросоюзом потолка цен на российские нефтепродукты, отметили в организации.

По данным агентства, продажа нефти в феврале снизилась на 3,9% к прошлому месяцу, а экспорт нефтепродуктов упал на 16%.

Официальная статистика по экспорту российской нефти по-прежнему не публикуется, но данные о его снижении объяснимы, указывает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Александр Пасечник руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности «Снижение если и есть, все равно это вторичные данные каких-либо агентств. Официально мы статистику не публикуем, поэтому ориентиры на западные бизнес-агентства, которые пытаются отыскать какую-то объективность. Порой там ангажированные результаты, не всегда верные. Понятно, что нефтепродуктовый потолок вступил в силу позднее, отрасль проходит стресс-тест. Если по нефти, по сырью стресс начался месяцем-другим ранее, то по нефтепродуктам это уже запоздалые потолки. Поэтому и просадка пока повыше, может быть, из-за того, что прошло еще не так много времени, нужен квартал-другой, чтобы отладить логистические потоки и выйти на более или менее приемлемые, привычные уровни экспорта. Мы же в марте еще меняем свои походы с добычей: где-то полмиллиона баррелей мы убираем с рынка, как заявил вице-премьер Александр Новак. Дальше мы будем смотреть, как это действует. Мы можем и продолжить этот режим снижения, а можем начать восстанавливать добычу».

Bloomberg пишет, что экспорт российской нефти по морю в начале марта вырос на 40% в сравнении с неделей ранее. Издание связывает это с увеличением поставок в Индию, которая с ноября прошлого года стала основным покупателем российской нефти. Комментирует независимый аналитик Дмитрий Лютягин:

Дмитрий Лютягин независимый аналитик «С точки зрения той тенденции, которая наметилась, а она наметилась по нефти с 4 декабря прошлого года, по нефтепродуктам с 5 февраля, это как раз тот эффект, которого хотят достичь многие «недружественные» страны, вводя соответствующие ограничения в отношении именно российского нефтегазового сектора. Статистика предсказуема, она отражает нарастающее влияние действия эмбарго и нарастающий контроль за соблюдением санкций. Переложить весь объем российского экспорта по нефти и нефтепродуктам с западных стран на азиатские страны, на что мы рассчитываем, пока не дает возможность логистика и инфраструктура. В направлении западных стран, «недружественных» для нас, европейских стран эта инфраструктура развита намного шире и богаче, мощностей в этом направлении больше, чем в Азиатский регион. Если говорить про экспорт по морю в направлении Индии, азиатских стран, он будет расти, потому что нашим компаниям приходится искать варианты поставки нефтепродуктов в эти регионы, чтобы сохранить хоть какой-то экспорт. Но эти объемы несопоставимы с тем объемом, который проходит с точки зрения транспорта через наши традиционные нефтепроводы».

Ранее Владимир Путин заявил, что, несмотря на санкции, существенных изменений в торговле нефтью не произошло, так как России удалось переориентироваться на новые рынки.