Переговоры о потолке цен провалились, и Запад рискует полностью отказаться от танкерной нефти из России. Российские власти обещают не продавать черное золото странам, которые поддержат ограничения, но в Кремле оговариваются, что «стрелять себе в ногу» Москва не будет.

Все утвердили заранее. Еще несколько месяцев назад западные страны договорились с 5 декабря полностью отказаться от российской нефти, поставляемой морским путем с несколькими оговорками, главная из которых и получила название «нефтяной потолок». Мера, которая де-факто является смягчением согласованного эмбарго, позволила бы странам Запада продолжать покупать российскую нефть по ценам ниже определенного уровня, чтобы и сократить доходы бюджета РФ, и топлива не лишиться полностью. Согласовать высоту «потолка» планировалось ближе к делу, по ситуации — здесь-то и возникла проблема.

На прошлой неделе ожидалось, что Вашингтон и европейские столицы утвердят предельную цену к среде, 23 ноября, но переговоры сначала затянулись, а потом, как пишет BBC (сайт заблокирован в РФ), и вовсе провалились. Сообщается, что Польша и страны Балтии были возмущены предложением США по потолку на уровне 65-70 долларов за баррель, поскольку цифра не сильно отличается от сегодняшних цен на Urals в Европе. Другие участники переговоров, в первую очередь Греция, напротив, ратуют за потолок выше 70 долларов, чтобы греческие танкеры продолжали возить российское топливо. В результате Запад оказался в ситуации, когда до вступления в силу эмбарго остается всего неделя, а главное исключение из тотального запрета все еще не утверждено.

За брожениями внимательно наблюдают в Москве. Ранее президент Владимир Путин сообщил, что Россия не будет поставлять топливо сторонникам потолка в принципе, но теперь это играет на руку европейским «ястребам». Мол, зачем Греции бороться за 70-долларовый потолок, если нефть она все равно не получит? Вероятно, поэтому в Кремле несколько смягчают риторику — как выразился пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, пока Москва исходит из слов Путина, но при этом в российском руководстве «уже научились быть разумными» и не будут «стрелять себе в ногу». Реплики комментирует руководитель аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности Александр Пасечник:

Александр Пасечник руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности «Пресловутый потолок сам по себе может быть и не потолком вовсе, понимаете, в чем момент. Почему Песков и оговаривается, что есть позиция президента России, что мы обнуляем поставки энергоресурсов в те страны, которые поддержат инициативу с ограничением цен на наши энергоносители. Но, допустим, если мы услышим цифру в 70 долларов за баррель и если конъюнктура рынка будет двигаться вниз, потому что ковидные движения в Китае, то в таком случае мы через полгода получим те же самые 70 долларов за баррель по нефти уже на рынке. Тогда пожалуйста. Это будет псевдопотолок».

Сдвиги намечаются и в другом полушарии нефтяного рынка. После подписания венесуэльскими властями и оппозицией «социального соглашения» о централизованных поставках в страну гуманитарной помощи, США объявили о смягчении нефтяного эмбарго в отношении Венесуэлы. Корпорация Chevron получит шестимесячную лицензию на поставку венесуэльской нефти в США, пусть и с определенными ограничениями — в частности, госкомпания PDVSA не будет получать прибыль от совместных проектов с американским партнером.

В первую очередь дешевая нефть нужна Вашингтону, чтобы снизить цены на топливо в США, но также мера позволит подстраховаться на случай выпадения российской нефти с западных рынков, если ценовой потолок не будет согласован или если Москва пойдет на принцип. Продолжает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала» Владимир Брагин:

Владимир Брагин директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала» «На самом деле это часть большой геополитической игры, когда есть санкции против России, например сейчас санкции против Венесуэлы оказались менее важными, стало понятно, что добиться пока там ничего не удается. Соответственно, здесь ослабить, в другом месте поднажать — ну, нормальная вполне стратегия. Это чисто ситуативное решение, которое сейчас США выгодно. Как только перестанет быть выгодно, я думаю, Венесуэла тут же пойдет со своей нефтью искать каких-то других покупателей».

Ранее Bloomberg опубликовал подсчеты, согласно которым Россия уже лишилась 90% покупателей танкерной нефти в Северной Европе, а общие морские поставки в европейские страны с начала года упали почти втрое. При этом агентство указывает, что общий российский экспорт танкерной нефти за год почти не изменился с учетом спроса в Азии. Ситуация может измениться со вступлением в силу нефтяного эмбарго, поскольку морская логистика сильно завязана на западные страховые и транспортные компании, которым будет запрещено работать с российскими экспортерами. За исключением поставок ниже того самого ценового потолка, который до сих пор не согласован.