ТАСС: Ксения Собчак стала подозреваемой по делу о вымогательстве в особо крупном размере
Потерпевшим по делу проходит глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Сама Собчак, по данным СМИ, покинула страну. Комментариев о своем местонахождении на момент публикации материала она не давала
Читать на полной версииОбновление от 28 октября: ТАСС сообщил, что «следователь МВД отменил постановление о привлечении телеведущей Ксении Собчак как подозреваемой по делу о вымогательстве 11 млн рублей у главы Ростеха Сергея Чемезова. Согласно этой информации, «она стала свидетелем».
Все началось с задержания коммерческого директора компании Ксении Собчак «Осторожно Media» Кирилла Суханова. Известно об этом стало 25 октября. Журналистка в своем телеграм-канале тогда написала, что претензии, связанные с вымогательством в адрес Суханова, — «бред», а саму ситуацию она назвала очередным проявлением давления на журналистику в России. Позднее выяснилось, что вместе с Сухановым был задержан бывший главред журнала Tatler Ариан Романовский (настоящая фамилия Кузьмин).
Утром в среду СМИ написали о проведении обысков в загородном доме самой Собчак. На месте ее не было. По данным источников информагентств, журналистка покинула страну, уехав в Литву через Белоруссию. Некоторые источники уточняют, что предварительно, чтобы запутать следствие, Собчак купила билеты на самолеты в Турцию и Дубай, другие говорят, что оперативники ждали ее во «Внуково-3», имея на руках постановление следователя о задержании, но так и не дождались. Когда пошли новости об обысках, сообщалось, что процессуального статуса у Ксении Анатольевны не было. Теперь же собеседники ТАСС и RT утверждают, что она проходит по делу подозреваемой.
Вечером 26 октября Тверской суд Москвы арестовал Суханова. Собчак отреагировала эмоциональным постом — первым с того момента, как появились новости об отъезде журналистки из России. Фамилия Собчак в суде не звучала. Претензий самой Ксении Анатольевне никто не предъявлял. Суханова арестовали по делу о вымогательстве 11 млн рублей у главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. Собчак написала, что не верит в эти обвинения, и вновь назвала происходящее атакой на российскую журналистику и ее редакцию в частности. Согласно материалам дела, Суханова задержали при получении транша в 800 тысяч рублей от представителя Чемезова Андрея Балдухаева.
По версии следствия, Суханов и Романовский действовали по предварительному сговору. «Обвиняемые подготовили и опубликовали статью в телеграм-канале «Тушите свет», содержащую сведения в отношении Чемезова, которые могут причинить существенный вред его правам и законным интересам, а также правам и интересам его близких», — говорится в материалах уголовного дела. Романовского в игоге тоже арестовали.
Суханов в суде заявил, что готов принести личные извинения потерпевшему и признать вину в части получения 800 тысяч рублей, которые были переданы ему в качестве первого транша. Также он сообщил: «Не готов признать вину в части опубликования материалов на канале «Тушите свет», поскольку не имел и не имею доступа к данному каналу».
Комментирует эксперт в области права Александр Трещев:
Однако в случае конкретно с Собчак трудно не обращать внимания на контекст. Последние недели все ее телеграм-каналы пристально следили за частичной мобилизацией, публикуя много негатива на эту тему. Именно на ее канале вышло первое резонансное видео с московским айтишником из «Сбера». По каким-то кейсам ошибки мобилизации исправлялись, а где-то на ее каналах появлялись просто видео с жалобами родственников, без дополнительного фактчекинга. Комментирует независимый политолог Михаил Захаров:
Михаил Захаров независимый политолог «Властями в ситуации СВО очень многие вещи, которые раньше воспринимались как всего лишь критика, сейчас воспринимаются как враждебная пропаганда и работа на противника. Это просто срабатывает логика военного времени. Не бывает нейтральных точек зрения, поэтому любая точка зрения, которая претендует на независимую и критикует важные с точки зрения власти позиции, воспринимается как работа на врага. Это не удивительная вещь. На той же Украине сегодня никаких альтернативных точек зрения тоже нет».
Политолог Павел Салин считает, что мобилизационный контекст тут ни при чем:
Но если рассматривать эту версию, возникает вопрос: что мешает таким творческим командам переехать и перевезти за собой все свои телеграм-каналы? Ведь телеграм-канал — это, по сути, просто сим-карта. Комментирует технический директор компании «Русием» Антон Фишман:
Антон Фишман технический директор компании «Русием» «К нему потерять доступ при должной безопасности достаточно сложно. Потому что у вас есть устройство, где вы храните телеграм-сессию, ее отозвать можно, только зарегистрировав другое устройство на данный же телеграм-аккаунт. А сделать это достаточно сложно, даже имея телефон, потому что в Telegram есть возможность установления дополнительного пароля. Соответственно, если я как пользователь Telegram боюсь, что мой телефон может куда-то уйти, я просто возьму и установлю дополнительный пароль. Тогда даже человек, который сдублировал мою симку, сможет получить СМС на номер, но не сможет ввести дополнительный пароль».
То есть всю сетку можно увезти с собой в дамской сумочке. Коллектив, конечно, в сумочке не перевезешь, но примеры, когда целые редакции переезжают из России и из-за рубежа продолжают вещать, еще меньше оглядываясь на официальную повестку, тоже у всех на виду. У Собчак вся команда переехать, очевидно, уже не может. Один из ключевых ее членов арестован и дает показания по конкретному уголовному делу, признавая получение конкретных сумм.