H&M внес предоплату за аренду торговых площадей, несмотря на обещанный уход из России
Участники рынка думают, что сеть пытается сохранить арендованные площади, чтобы распродать стоки, а может быть, H&M просто выгоднее проплатить аренду на девять месяцев вперед, чем подпасть под внушительные штрафы
Читать на полной версииРетейлер H&M, объявивший об уходе с российского рынка, оплатил почти на год вперед аренду своего флагманского магазина в Москве. Сеть также выплатит штрафы владельцу торгового центра «Колумбус». Эксперты оценили общую сумму выплат более чем в 400 млн рублей, выяснила газета «Коммерсантъ».
Участники рынка допускают, что сеть пытается сохранить арендованные площади, чтобы без проблем распродать стоки, или даже найти схему, позволяющую остаться на рынке. Но не исключено, что H&M просто выгоднее проплатить аренду на девять месяцев вперед, чем подпасть под внушительные штрафы, считает гендиректор консалтинговой компании «Оркестра групп» Дина Григолая:
Дина Григолая гендиректор консалтинговой компании «Оркестра групп» «Вероятно, речь шла о довольно существенных штрафах при условиях расторжения с одной стороны, как это часто бывает, особенно когда речь идет о якорном размещении или о размещении в объектах, где флагманские точки у ретейлера. Платить придется, так уж лучше закрепить за собой эту площадь. С другой стороны, может быть, ситуация с самим юрлицом на территории России предполагала или предполагает наличие какого-то большого агрегированного на этом региональном рынке бюджета, возможно, какие-то специфические обстоятельства и сложности по перемещению этих денежных средств. Так или иначе это тоже экономически целесообразное решение, скорее всего. Что касается рыночной ситуации и их надежд или планов, связанных с возвращением на этот локальный рынок, я думаю, что это не самый первый вопрос, который перед ними при решении этой задачи стоял».
В начале июня суд по иску «Острова мечты» взыскал с H&M 538 млн рублей из-за закрытия магазина. Ретейлера обязали освободить помещение в столичном парке развлечений. Его руководству не понравилось, что ретейлер самовольно решил приостановить работу магазина. H&M обосновал эту паузу, как указывалось в материалах дела, «неопределенностью ситуации, крайне неблагоприятными рыночными условиями и прерыванием цепочек поставок продукции».
Позже компания объявила об уходе с российского рынка, оценив расходы на сворачивание бизнеса почти в 2 млрд долларов. В августе магазины сети открылись для распродажи. Почему сейчас H&M могла продлить аренду? Мнение члена совета директоров Simple Еstate Артема Цогоева:
— Возможно, что это все следствие тех условий, которые были прописаны в договорах аренды, возможно, это какое-то действие центрального офиса. Есть история, которая связана с тем, что локации, видимо, были очень хорошие и компания не хочет их терять. Возможно, что по этим локациям был самый высокий оборот. Второе, возможно, что действительно компания хочет в каком-то виде остаться. Есть технология такая: партнер, который был где-то рядом, в чем-то помогал, становится фактически ретейлером, просто покупает сам у компании, в данном случае у Н&M, например, какой-то товар и этот товар продает. Возможно, что будут совершенно другие вывески, но эти площади будут так или иначе задействованы под продажу товара этой марки.
— А вообще, среди риелторов как-то обсуждается что-то по поводу площадей Н&М?
— Не очень. Это вопрос очень высоких материй.
Сегодня же стало известно, что московские торговые центры начали отказываться от сотрудничества с другой сетью, испанской Inditex, владеющей брендами Zara, Bershka и Massimo Dutti. Как рассказал «Известиям» представитель «Афимолл сити», ТЦ досрочно разорвал договор аренды с иностранным брендом. По его словам, у торгового центра «достаточно большой лист ожидания на аренду, мы не могли ждать, когда бренды определятся. Покупатели тоже не хотят видеть в торговых центрах закрытые витрины».
Сеть Inditex предлагает своим партнерам пролонгировать сотрудничество до марта 2023 года. До этого момента торговля компании будет на паузе.