Российские подразделения западных консалтинговых компаний сменили названия
Крупнейшие консалтинговые компании объявили об уходе из России еще в апреле. Но их российские подразделения остались работать в стране уже под другими названиями. Какие сложности и возможности сейчас появляются у российского консалтинга? Будет ли новый передел рынка?
Читать на полной версииПереформатирование рынка консалтинга. После ухода с российского рынка большой четверки — Deloitte, PricewaterhouseCoopers, E&Y и KPMG их бывшие российские подразделения провели ребрендинг и стали работать самостоятельно. При этом появляются и новые игроки, которые хотят получить свой кусок пирога. Как живет российский рынок консалтинга после ухода мировых лидеров?
Новые названия запомнить не так просто. То, что осталось в России от Deloitte, теперь называется «Деловые решения и технологии», E&Y — «Центр аудиторских технологий и решений — аудиторские услуги», а PricewaterhouseCoopers — «Технологии доверия». По новому названию KPMG информации пока нет.
Участники рынка говорят, что сотрудники в этих компаниях практически не поменялись, а значит, уровень услуг останется на уровне и вероятно, значительную часть клиентов компании сохранят. Правда, это касается только бизнеса, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:
Основная проблема в работе российских консалтинговых компаний заключается в том, что результаты совсем необязательно будут приниматься за рубежом, а уж на Западе — так точно. То есть при работе с иностранцами велик риск того, что они будут требовать, чтобы аудит российского бизнеса провели их локальные компании. А что касается доступа к международным базам данных и программному обеспечению, то это вполне решаемо, указывает директор московского офиса компании Tax Consulting UK, Эдуард Савуляк:
С российского рынка ушли не только консталтинговые компании. Крупные международные b2b-холдинги, которые оказывали пиар- и маркетинговые услуги, тоже больше не работают в России.
К примеру, ушел американский холдинг Omnicom, которому принадлежит пиар-агентство Ketchum. Его бывшему российскому подразделению, которое было переименовано из Maslov PR 12 лет назад, снова пришлось менять название и проводить ребрендинг. Теперь компания называется maslov:agency. Несмотря на возникшие сложности генеральный директор, Михаил Маслов смотрит в будущее индустрии позитивно:
Среди же наиболее распространенных проблем — это огромная путаница. Многие сотрудники просто отправляют в спам письма от компаний, которые провели ребрендинг. Что можно понять, ведь «Технология доверия» совсем не похоже на PricewaterhouseCoopers.