На российские зерно и нефть спрос есть, но объемы морских перевозок снижаются
США готовы простимулировать вывоз зерна из России. Об этом заявила американский посол в ООН Линда Томас-Гринфилд. Тем временем Евросоюз, по данным СМИ, согласовал запрет на страхование судов, перевозящих другой российский экспортный товар — нефть
Читать на полной версииПо словам посла США в ООН, на поставки зерна и удобрений из России не распространяются западные санкции, но компании все равно «немного нервничают». Поэтому Штаты готовы направить гарантийные письма страховщикам и перевозчикам, чтобы они поддержали усилия по вывозу зерна из России, которое, как выразилась Линда Томас-Гринфилд, «так нужно мировому сообществу».
Но логистические компании не спешат вывозить российскую пшеницу, как и вообще любые российские грузы. До введения санкций крупнейшим зерновым хабом был новороссийский порт. Сегодня крупные иностранные суда в него уже не заходят. Вот что рассказал Business FM Николай — представитель международной логистической компании, работающей в том числе в Новороссийске:
«Заходят какие-то маленькие суда. Начали все с Турции, потом появился один сервис на Индию, потом появился второй на Индию, а потом еще один от небольшого участника на Эмираты. Пока все. Насколько я знаю, весь китайский грузопоток сильно упал из-за того, что есть сложности с расчетами. Значит, через Дальний Восток это все едет и железные дороги».
Российские официальные лица кое-что недоговаривают, заявляя, что экспорту пшеницы мешает запрет на вход российских кораблей в порты Евросоюза. В пятом пакете санкций есть исключение для судов, перевозящих такие грузы, как, например, продовольствие. Другое дело, что российского торгового флота может не хватить для вывоза всего зерна. Иностранные судовладельцы и логистические компании перестали работать с Россией по целом ряду причин. Одна из них, наверное, имиджевая, но есть и другие. Например, ранее одна из крупнейших страховых бирж в Лондоне объявила украинские и российские воды в Азовском и Черном морях зонами повышенного риска. Потом такой же статус получили российские воды на Балтике и Дальнем Востоке. Соответственно, стоимость страховки морских перевозок на российском направлении выросла.
Что касается поставок удобрений, Россия сама их ограничила. Премьер-министр Михаил Мишустин 31 мая подписал постановление о продлении квот на экспорт азотных и сложных удобрений с 1 июля и до конца года.
С транспортировкой российской нефти все тоже непросто. Своих танкеров России не хватает. А Евросоюз в рамках шестого пакета санкций, по данным западных СМИ, согласовал запрет на страхование судов, перевозящих российскую нефть. Теоретически иностранные судовладельцы могут застраховать свои риски и в России. Вопрос, станут ли они это делать. Некоторые, наверное, станут, но точно не все. Продолжает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс:
Ситуация с поставками из России основных экспортных товаров пока выглядит не очень привлекательной. Что-то куда-то едет, в том числе и по морю, но объемы уже не те, что раньше. Конкретных цифр нет, потому что российская таможня перестала публиковать статистику по экспорту и импорту. Пожалуй, только с экспортом в Китай все хорошо. Как сообщало ранее агентство Bloomberg, в мае КНР нарастила закупки российской нефти на 20% по сравнению с обычным уровнем. Никакие санкции китайцев не смущают. Они вывозят нефть своими танкерами из портов российского Дальнего Востока, да еще и покупают ее с приличной скидкой.