Обновлено в 16:29

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила о работе ЕС над шестым пакетом санкций против России. Новые ограничения коснутся, в частности, Сбербанка и энергетического сектора. Она отметила, что основная цель этих мер заключается в сокращении доходов российских властей, пишут немецкие СМИ.

«Особенно [мы изучаем] Сбербанк, на долю которого приходится 37% сектора», — сказала фон дер Ляйен. Крупнейший российский банк пока не попал под санкции, поскольку он, наряду с Газпромбанком, является одним из основных каналов расчетов за российские нефть и газ.

Фон дер Ляйен подчеркнула, что Евросоюз «разрабатывает умные механизмы», которые позволят включить нефть в следующий санкционный пакет. Подробностей глава Еврокомиссия не привела.

Насколько серьезным может быть шестой пакет санкций? Комментирует главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:

Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Сейчас сложно сказать, что именно можно сделать и как в отношении крупнейшего банка страны. Дело в том, что уже введенные рядом стран санкции и так лишили его подавляющей возможности трансграничных операций, то, что осталось, весьма ограничено и по большому счету принципиально ситуацию уже не изменит. Финансовый сектор российской экономики довольно надежно отрезан от приличной части внешних операций. Дальнейшие ограничения, особенно на те же самые банки, которые уже столкнулись с санкциями, причем с жесткими, со стороны каких-то стран, не окажут принципиального влияния. Что касается энергетического сектора, разговоров пока больше, нежели действий, но то, что происходит сейчас, это невероятно быстро, и назвать это торможением [нельзя]. Санкции прорабатываются глубже и каждая из них достигает определенного негативного результата, что для российской экономики, что для тех стран, которые санкции вводят, то есть бесплатных санкций в этих регионах и озвученных мер тоже довольно мало, поэтому платят за них обе стороны. Безусловно, это неудобно. Европа таких высоких темпов роста потребительских цен давно не наблюдала и не ощущала, и не переживала, но в принципе это переносимое страдание».

В то же время Урсула фон дер Ляйен отвергла критику в адрес правительства ФРГ о «торможении» принятия антироссийских санкций. Она отметила, что Германия одобрила все пять предложенных санкционных пакетов в течение 48 часов. ЕС никогда не действовал так сплоченно и решительно, как сейчас, заключила глава Еврокомиссии.

В то же время Deutsche Bank предупредил о росте инфляции в Германии до 10% в случае введения ограничений на российские энергоносители. После установления эмбарго ФРГ может столкнуться с темпами обесценивания, которых страна не видела с 1970 годов.

Ранее вице-канцлер Германии Роберт Хабек заявил, что введение запрета на поставки газа из России может подорвать общественный порядок в Германии. Президент Федерального союза немецкой промышленности Зигфрид Руссвурм указал, что в случае отказа от поставок российского топлива производство ждет крах.

Научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО Артем Соколов подтверждает, что Германии невыгоден жесткий сценарий санкций:

Артем Соколов научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО «Тема очень закрытая, на данный момент, после отсевки пакетов санкций, которые уже были введены, ясно, что новые санкционные инициативы будут учитывать, во-первых, то, что уже введено, а во-вторых, руководство и Брюсселя, и национальных европейских государств все-таки исходит из того, что быстрый отказ от российских энергоносителей невозможен. Санкции в энергетическом секторе будут вероятно и в нынешнем пакете избирательно, будут учитывать точку зрения представителей европейского, прежде всего немецкого, бизнеса, которые уже заявляли о том, что единомоментный отказ от российских энергоносителей отразится на производственных процессах и вызовет безработицу и рост инфляции. Санкции в энергетическом секторе все-таки будут по-прежнему сохранять какие-то возможности для продолжения поставок российских энергоносителей. Сложно говорить, конкретно ли Германия затягивает процесс введения новых санкционных пакетов, но Германия явно не уступает здесь в качестве направляющей организующей силы, и если экономическая ситуация в Германии будет стремительно ухудшаться, что важно, тянуть за собой и социально-политическую картину, тогда мы увидим, возможно, какие-то процессы трансформации подхода Германии к санкционной политике. Но опять же надо понимать, что на позицию Германии по этому вопросу влияет много факторов».

Евросоюз уже ввел пять пакетов санкций против России. Среди банков под блокирующие санкции попали ВТБ, «Открытие», Новикомбанк и Совкомбанк. Они были отключены от SWIFT.

Санкции против России можно усилить еще больше, уверен итальянский премьер Марио Драги, по мнению которого, для этого необходимо ввести потолок цен на топливо. Это предложение, получающее все больше поддержки, будет обсуждаться на следующей встрече руководства ЕС, сообщил Драги в интервью газете Corriere della Sera:

«Автором идеи стал Рим. Европа покупает более половины газа, экспортируемого Россией. Рыночная власть Евросоюза над Москвой — это оружие, которое можно использовать. Потолок цены на топливо сокращает финансирование, которое мы даем России каждый день».

Подобные меры выглядят не очень реалистично, считает политолог, президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов:

Дмитрий Абзалов политолог, президент Центра стратегических коммуникаций «По идее потолок цен должен быть привязан к текущим котировкам цены на газ. Потолок является еще и потолком для транзита, например, «Газпром» поставляет газ через Украину, Украина, предположим, принимает решение поднять в десять раз ставку транзита, цена на голубое топливо повысилась при входе в Европейский союз. Этот потолок для всех участников этого процесса, плюс ко всему по идее он должен быть скользящим, он должен зависеть от текущей конъюнктуры. Понятно, что, например, в периоды массового потребления газа, а это у нас зима и, как правило, лето, этот потолок должен серьезно зависеть от разных стран, более того, от точек входа. Одно дело, вам послали газ, предположим, через «Северный поток — 1», в котором транзитная ставка в три раза меньше, чем, например, через Украину, и третья стоимость по идее должна быть, если поставка идет через газопровод «Ямал — Европа», который частично загружается, а там ставка, например, в два раза плюс-минус меньше, чем на Украине. У вас будут разные ставки и разные потолки для разных маршрутов и точек входа, потому что там разная экономика. Честно говоря, это очень сложно реализовать просто потому, что разные энергосистемы. Есть, и, например, Франция, в которой доля российских энергоносителей не превышает 20%, у них основная выработка идет на атомной АЭС, а есть Восточная Европа, где зависимость 70-80 и более процентов. По идее Европейский союз должен заключать единый контракт какой-то долгосрочный, в котором будут прописаны потолки для всех, сомневаюсь, что это будет представлено. Второй важный момент, а будут ли эти потолки также действовать на других поставщиков газа в Европейский союз? Не совсем понятно, какое экономическое обоснование будет у их выставления, второе — какая будет система синхронизации, и третье — как это будет в энергосистеме работать».

Между тем Украина запросила у стран G7 финансовую помощь в размере 50 млрд долларов и рассматривает возможность выпуска облигаций с нулевым купоном. Такие меры позволят покрыть дефицит госбюджета в течение следующих шести месяцев. Об этом пишет Reuters со ссылкой на советника президента Украины по экономическим вопросам Олега Устенко.