Арест основателя Group-IB Ильи Сачкова вызвал серьезную обеспокоенность в IT-отрасли
Group-IB занимает на рынке кибербезопасности одну из лидирующих позиций и сотрудничает с целым пулом крупнейших российских компаний и госструктур. Какое влияние на сектор может оказать арест Ильи Сачкова?
Читать на полной версииОбновлено в 21:30
По подозрению в госизмене арестован основатель компании Group-IB Илья Сачков. Ему грозит от 12 до 20 лет лишения свободы. Представители российского IT-сообщества крайне обеспокоены случившимся. Всем важны детали и подробности, но их, как показывает практика подобных дел, скорее всего, не последует.
По данным источников ТАСС, основатель Group-IB Илья Cачков работал на иностранные спецслужбы и передавал им данные, составляющие гостайну в области кибербезопасности. Сам Сачков вину не признает. О том, что Сачков не мог никому передать никаких секретов, говорит и новый глава компании — сооснователь Group-IB Дмитрий Волков.
По его словам, Group-IB вообще не имеет доступа к гостайне. Сама компания работает на рынке уже 18 лет и занимает одну из лидирующих позиций в сфере кибербезопасности. С Group-IB сотрудничают МВД, Следственный комитет, «Роскосмос», Сбербанк, ВТБ, «Тинькофф», «Ростелеком», МТС, «Билайн», «Авито», Первый канал и так далее. В то же время Group-IB работает с Интерполом и Европолом. И разумеется, у такой работы есть тонкости, комментирует глава компании «Крибрум» Игорь Ашманов:
Игорь Ашманов глава компании «Крибрум» «Group-IB занималась довольно сложной отраслью, и там, я думаю, что они всегда ходили по грани, потому что, для того чтобы поймать какого-нибудь компьютерного злодея, нужно довольно сильно влезать всюду, и они еще начали активно работать за рубежом, а там можно нечаянно или нарочно «потереться боками» с какими-то операторами с той стороны, что, наверное, можно интерпретировать при желании и как контакт с иностранной разведкой и так далее. Что уж там предъявят, мы не знаем, но я просто хотел сказать, что сложность этой сферы высокая, а такая официальная открытая компания, как Group-IB, была по сути на этом сегменте рынка одна».
И такие осторожные комментарии о том, что сама специфика этой деятельности подразумевает определенное «хождение по грани», звучат практически от каждого эксперта. И звучат тревожно. Представители IT-отрасли говорят о том, что аресты таких видных игроков, как Илья Сачков, могут оказать серьезное негативное влияние на весь сектор и на пресловутый инвестклимат. Тем более что нет никаких подробностей.
Если бы обществу предъявили веские доказательства вины Сачкова, рынок бы пострадал меньше. Но их, скорее всего не будет. Дела о гостайне сразу закрываются, и о сути претензий публично не могут рассказать даже адвокаты обвиняемого. Однако на этот раз было бы полезно отказаться от практики тотального засекречивания. Исходя из государственных же интересов, молчать неправильно, считает президент Фонда информационной демократии, бывший замминистра связи РФ Илья Массух:
Впрочем, в Кремле уже заявили, что дело основателя Group-IB Ильи Сачкова не имеет отношения к деловому и инвестиционному климату. Илья Сачков основал Group-IB в 2003 году, когда учился на первом курсе университета. Вот как о бывшем студенте Сачкове высказывается ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров:
Впрочем, как отмечали некоторые собеседники Business FM, шпионом можно быть только тогда, когда ты ни у кого не вызываешь подозрений. Иначе это не работает. Если речь о настоящих шпионах. А возвращаясь к словам ректора Бауманки, о напористости и альфа-характере Сачкова говорят и представители IT-отрасли, которые сталкивались с ним в бизнесе.
Но версию о том, что он мог грубо перейти дорогу кому-то из партнеров и конкурентов, опрошенные Business FM предприниматели всерьез не рассматривают. Group-IB действует агрессивно, но в рамках разумного. А самого Сачкова могло заносить, но он не «беспределил» — это цитата одного из собеседников радиостанции.
В среду Group-IB выпустила пресс-релиз, в котором заявила, что сотрудники компании уверены в невиновности Ильи Сачкова. Больше там сказать ничего не могут. Из-за процессуальных действий.
Вечером 29 сентября компания Group-IB сообщила, что в день задержания Ильи Скачкова, 28 сентября, на сайт Group-IB были совершены DdoS-атаки