Производители чипсов сообщили о нехватке картофеля
Она связана с нестандартными погодными условиями в этом сезоне. Аграрии ожидают снижения урожайности на 15-20%, но пока стараются выполнять обязательства перед переработчиками
Читать на полной версииОбновлено 22 сентября в 14:30
Компания PepsiCo, владеющая брендом Layʼs, предупредила своих контрагентов о возможных перебоях в поставках чипсов, пишет «Коммерсантъ». В торговых сетях эту информацию газете подтвердили.
Во всем виновата погода, объясняет председатель подмосковного кооператива «Агрофирма «Элитный картофель» Владимир Акатьев:
— Очень поздняя весна, в начале мая пошли дожди. Оптимальные сроки посадки картофеля были пропущены, посадка началась в конце мая — начале июня. Это примерно на месяц позже обычных календарных сроков. Затем, когда мы картофель посадили, наступила засуха, то есть был где-то месяц жаркой и сухой погоды, тоже неблагоприятно. И поэтому уборку начали позже обычного, тоже, наверное, недели на три. И вот теперь дожди. Складывается очень печальная ситуация. Такого не было никогда, удивительно, сейчас цена на картофель где-то раза в два-три больше, чем в обычные годы.
— То есть производителям чипсов придется откуда-то закупать картофель?
— А где они закупят? Они могут из-за границы, но ведь у них, я знаю, поставлена цепочка: они семена привозят из-за рубежа, отдают здесь сельхозтоваропроизводителям, которые высаживают этот семенной картофель и продают им уже этот картофель продовольственный, который идет на чипсы или на другие вещи какие-то. Очень сложная ситуация с картофелем.
Но с проблемой могут столкнуться и другие производители. Из-за погоды посадка урожая в Центральной части России, где в основном и высаживают картофель, задержалась на месяц. На этом беды не закончились, рассказывает управляющий производством фермерского хозяйства «Жак» в Тульской области Размик Окроян:
— Засеяли не все планируемые площади, потому что во время посадок было много дождей. После окончания посадки до самой уборочной осадков вообще не было, была засуха. Урожай маленький, и само формирование клубней тоже получилось не как положено, калибр мелкий. Только началась уборка, и опять погодные условия такие, что почти неделю стоим, а уже сентябрь заканчивается.
— Я так понимаю, что у всех российских фермеров так?
— Сейчас, по крайней мере, в Центральной части на 40% меньше, даже на 50%. Плюс все подорожало: горючее, удобрения, абсолютно все.
В Минсельхозе подтвердили, что неблагоприятные погодные условия повлияли на объем предложения крупного картофеля. К тому же потребление чипсов с начала пандемии увеличилось на 13% и продолжает расти. Можно ли компенсировать потери за счет импорта? На каких еще категориях товаров это может отразиться? Комментирует генеральный директор ИА Fruitnews Ирина Козий:
PepsiCo является крупнейшим производителем картофельных чипсов в России, на нее приходится более 65% рынка.
Кроме того, из-за непогоды и подорожания техники и топлива для нее выросли цены на пшеницу твердых сортов. Почти год цена за тонну сырья составляла 28 тысяч рублей, а за последние две недели выросла почти вдвое. Макаронные фабрики уже сообщают о дефиците продукции.