В период пандемии стало меньше россиян, готовых получать «зарплату в конверте». Об этом свидетельствует опрос SuperJob.

Так, в 2019-м «доковидном» году работать по «черной» схеме (когда вся зарплата неофициальная), либо «серой» схеме (когда часть зарплаты выдается «мимо кассы») готовы были 60% граждан. Но за прошлый и этот годы их число существенно уменьшилось — более чем на 20%.

Сейчас тех, кто готов работать в компании с двойной бухгалтерией, лишь 39%. Повлияла ли на это ситуация с ковидом? Мнение главного экономиста «ПФ Капитал» Евгения Надоршина:

Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Миллионы человек могли просто ощутить на себе все неудобство этого «серого» оформления, потому что в этом случае работодатели могли прервать трудовые отношения довольно быстро, нередко без каких бы то ни было для себя издержек или с минимальными дополнительными издержками. Видно из опросов, что очень большое количество домохозяйств, в частности работников, фактически давно уже не имеют сбережений. Понятно, что в этом случае потеря работы становится диким дискомфортом, что и могло сказаться на ответах на вопросы. Но с другой стороны, надо хорошо понимать, что если вместе с вопросом о том, как человек хотел бы быть оформлен, задавался бы вопрос о том, а сколько он готов из своего текущего дохода ради этого оформления потерять, например, готов ли он получать на 20-30% меньше ради того, чтобы быть официально оформленным. Что-то мне подсказывает, что большая часть тех, кто высказался в опросе, что они хотели бы официального оформления, тут же бы передумала».

В то же время директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович не связывает процесс «обеления» зарплат с ковидом, а считает что это общая тенденция последних лет:

Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «Склонность населения к обелению своих зарплат просматривается уже года полтора-два. Особенно это проявляется у людей за 40 лет. Потому что они прекрасно понимают, что «серая» зарплата, какой бы она ни была, не идет в пенсионный зачет. У нас доля скрытых зарплат в общих зарплатах примерно 25%, по данным Минфина, 12 трлн рублей идет по «серым» схемам. Если взять с них 13% НДФЛ и 20% страховых взносов, то мимо налогов у нас пролетают по 4 трлн. А 4 трлн сегодня — это сочинская Олимпиада вместе со своими мостами, тоннелями, стадионами и домами. То есть проблема есть, и я бы сказал, что капитально она не сокращается. Почему такое часто происходит — очень суровый предпринимательский климат. Я думаю, что вялотекущий тренд на обеление будет продолжаться. Какого-то фундаментального фактора пандемии, повлиявшего на прозрачность зарплат, я не вижу. Наоборот, в период пандемии доля неформальной экономики увеличилась».

На «зарплату в конверте» чаще соглашаются мужчины, чем женщины. Большинство тех, кто согласен на такую оплату труда, — россияне с доходом менее 30 тысяч рублей.