«Работодателям, трудящимся и правительству»: РСПП и ФНПР призвали ввести всеобщую обязательную вакцинацию
Авторы мотивируют обращение тем, что борьба с пандемией коронавируса повлекла сокращение рабочих часов, ликвидацию рабочих мест, падение спроса и нехватку сырья. Насколько целесообразно введение обязательной вакцинации?
Читать на полной версииПредложение о введении всеобщей обязательной вакцинации содержится в совместном обращении Российского союза промышленников и предпринимателей и Федерации независимых профсоюзов России. Документ адресован «работодателям, трудящимся и правительству».
На первой странице авторы документа перечисляют проблемы, с которыми столкнулись компании и их работники во время третьей волны пандемии: ликвидация рабочих мест, сокращение рабочих часов, падение спроса и нехватка сырья. На второй странице РСПП и ФНПР переходят к делу и призывают работников вакцинироваться, работодателей — «использовать имеющиеся возможности для вакцинации сотрудников», а правительство — принять решение об обязательной вакцинации всего взрослого населения страны.
Business FM спросила у российских предпринимателей, что они думают об этой инициативе. Вот что говорит генеральный директор группы компаний «Русит» Дмитрий Филиппов:
Дмитрий Филиппов генеральный директор группы компаний «Русит» «Как работодатель смотрю на это положительно, потому что лучше, чтобы люди ходили привитые и я не думал, заболеют они завтра или нет. Не очень понимаю рычаги давления. Объявить премию тем, кто пройдет вакцинацию, некорректно, поскольку ко мне прибегут те, кто уже вакцинировался, и скажут: «Слушай, дай мне тоже премию, хотя бы задним числом». Но это единственный законный рычаг, который я вижу, и то он будет несколько бить по бюджету предприятия, не радикально, но ударит. Других рычагов, которые можно применить, [нет], увольнять людей при таком колоссальном дефиците рабочей силы — это нелепость».
Гендиректор группы компаний «Ямал-Инижиниринг» Александр Толстых считает, что введение всеобщей вакцинации приведет к распространению подложных документов:
Александр Толстых гендиректор группы компаний «Ямал-Инижиниринг» «Будет масса прецедентов использования подложных документов. Это абсолютный факт. Я могу сказать, что проблематика приведет к не менее 30% [поддельных документов], поэтому вакцинация должна носить добровольный характер, нельзя ограничивать в правах ни предпринимателей, ни сотрудников».
Комментирует генеральный директор издательства Clever Александр Альперович:
Александр Альперович генеральный директор издательства Clever «Если кто-то говорит, что вакцинация — нарушение свобод и прав человека, это манипуляция и подмена логических понятий, поскольку невозможно быть свободным за счет другого человека, за счет жизни и здоровья другого человека, нельзя никоим образом отстаивать свою свободу. Если человек не прививается, не вакцинируется и тем самым подвергает риску других людей, это не говорит о том, что он проявил свободу и так далее».
Проблема в том, что физического принуждения к вакцинации быть не может, но человека могут наказать за то, что он не привился сам. На сегодня самая массовая в России обязательная вакцинация проводится среди врачей и учителей. Их прививают от гриппа, а без нее им запрещено работать. По данным ВЦИОМ, вообще не готовы прививаться от ковида 26% россиян. Если наказанием за отказ будет отстранение от работы, какими могут быть последствия для экономики? Мнение, которое отличается от позиции РСПП, озвучивает вице-президент организации Игорь Юргенс:
ВОЗ называет обязательную вакцинацию крайней мерой, к которой можно прибегать, только если не получилось достичь цели другим путем. По оценкам Европейской академии педиатрии, лучше всего обязательная вакцинация срабатывает в тех случаях, когда уровень вакцинации совсем низкий, как сейчас в России. Однако у метода есть целый ряд недостатков: кроме массового уклонения от прививки общество в целом может начать еще больше не доверять вакцинам. Свою позицию озвучивает заслуженный врач России и ведущий научный редактор портала Vrachu.ru Михаил Каган:
Михаил Каган заслуженный врач России и ведущий научный редактор портала Vrachu.ru «Чем быстрее в России смогут достигнуть коллективного иммунитета, тем вернее возьмут пандемию под контроль и сохранят жизни. [Вакцинироваться] добровольным путем в стране почему-то не получается, очень сильные антиваксеры. По каким-то причинам сильнее, чем во многих других странах. Так России придется с ковидом мучиться бесконечно. Понятно, что принудительные меры нарушают свободы граждан, но речь идет не об обычной ситуации, а о довольно чрезвычайной, когда приходится платить цену. Либо будем платить жизнями сограждан за то, что не достигли коллективного иммунитета, либо некими свободами поплатимся за то, чтобы его достичь. Люди определенных специальностей поставлены в такое положение, что они не могут не вакцинироваться. Это правильно. Не думаю, что тут надо бояться недоверия к вакцинам. Надо как раз вакцинировать тех, у кого есть недоверие. У кого недоверия нет, те вакцинируются и так».
Исключение РСПП и ФНПР предлагают сделать для людей с медицинскими противопоказаниями и с «необходимым уровнем антител». Тут тоже есть загвоздка. Официальная позиция властей такова, что в условиях разнообразия тест-систем с разными шкалами результата и в отсутствие научного консенсуса о том, какие уровни каких антител говорят о высокой степени защищенности, вакцинация переболевших должна проводиться не позже чем через 180 дней после выздоровления.