СПЧ призвал оснастить электросамокаты номерами и отнести их к числу источников повышенной опасности
Глава СПЧ Валерий Фадеев сказал Business FM, что вводить крайне жесткие меры не стоит, чтобы не навредить бизнесу. Между тем в Петербурге проходят обыски у сервисов проката электросамокатов после травмирования детей при наездах
Читать на полной версииОбновлено в 14:30
Совет по правам человека при президенте призвал оснастить электросамокаты номерами и отнести их к числу источников повышенной опасности. Мощность таких транспортных средств и их скорость «значительно увеличивает риски» травмирования пешеходов, а отсутствие «адекватного правового регулирования затрудняет возмещение вреда», сказано в пресс-релизе СПЧ.
Среди предлагаемых мер — введение в ПДД отдельной главы о мобильных электрических транспортных средствах и особенностях их эксплуатации, спешивание в пешеходных зонах, ограничение скорости, оснащение номерами. Как следует из пресс-релиза, это позволит привлекать собственников к ответственности за причинение вреда.
Также важно не навредить бизнесу, поэтому вводить крайне жесткие меры не стоит, уточнил в интервью Business FM глава СПЧ Валерий Фадеев.
Валерий Фадеев глава Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) «Заинтересованные члены совета эту тему обсуждали, и они эти рекомендации и выработали. Мы призываем к тому, чтобы профессионалы, эксперты, естественно, МВД, правоведы глубоко эту тему обсудили и дали решение. Мы видим, что права нарушаются, и пытаемся побудить чиновников, специалистов к этой дискуссии, а дальше уже будут приниматься решения. В правилах есть мопеды с небольшими двигателями, они вообще по тротуарам не могут ездить, естественно. С другой стороны, довольно странно, что люди на самокатах будут перемещаться по проезжей части. На велосипедах привыкли, во многих городах делаются специальные дорожки для велосипедистов. Но тоже было бы странно, если молодой человек берет прокатный самокат на десять минут, слишком жесткие правила устанавливать. Возможно, надо ограничивать скорость перемещения на тротуарах, где много пешеходов. И в наших предложениях есть тема страхования, мы с вами знаем, сколько добавляет страховка к стоимости и эксплуатации автомобиля, не так много. Не думаю, что, даже если будет страховка, это так уж радикально изменит уровень цен на прокат самокатов. Есть же еще тема доставщиков еды, которые мчатся на электровелосипедах тоже с очень большой скоростью, с ними тоже надо что-то делать».
Эти правила уместны для мощных частных самокатов. Все кикшеринговые устройства отслеживаются, у них есть номера, а в парках и пешеходных зонах система блокирует возможность разогнаться быстрее 15 километров в час. Но введение такой скорости повсеместно убьет бизнес, говорит представитель кикшеринга Whoosh Юлия Камойлик.
Юлия Камойлик представитель кикшеринга Whoosh «У компании Whoosh в России парк в 30 тысяч самокатов. Все эти самокаты оснащены маломощными моторами, и все ограничены по скорости 25 километрами в час. Для того чтобы самокат кикшеринга оставался транспортом, использовался для перемещения на небольшие расстояния по городу вместо автомобиля и был полезен, он должен ехать в среднем до 20-25 километров в час. Скорость 15 километров в час — массовая, везде — транспортный сценарий для самоката выключит. Будет работать какой-то маленький спрос в тех же парках, где люди будут просто на них гулять, и, скорее всего, массовое ограничение скорости — это то, что сделает наш бизнес неэффективным».
Ранее в Екатеринбурге сотрудники ГИБДД привлекли к административной ответственности девушку за езду на электросамокате без прав. Она въехала в автомобиль. Мощность двигателя ее электросамоката превышала 350 ватт. В соответствии с техрегламентом Таможенного союза такой самокат является транспортным средством и управлять им можно только с правами категории М, то есть как мототранспортом. Это не первый подобный случай, и единственной рабочей мерой стало бы приравнивание мощных электросамокатов к скутерам и мопедам, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Между тем в Санкт-Петербурге 3 июня проходят обыски у сервисов проката электросамокатов в рамках изучения обстоятельств травмирования детей при наездах. Об этом сообщили в СК по региону. Речь о сервисах Whoosh, Molnia, Bolt и других. Возбуждены уголовные дела о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В то же время в Whoosh опровергли информацию об обысках.
Права категории М были бы самым верным решением, считает автоюрист Илья Афанасьев.
Илья Афанасьев автоюрист «Данную сферу, которая является пробелом в ПДД, давным-давно пора зарегулировать с учетом всех тех негативных проявлений, которые мы видим со стороны владельцев электросамокатов: выезд на проезжую часть, опережение скорости движения потока, отсутствие средств защиты, управление в том числе в нетрезвом виде. Электросамокат, находящийся на проезжей части либо на тротуаре, — это транспортное средство, это не пешеход. Человек, который управляет электросамокатом, развивающим скорость 30 километров в час и более, должен иметь права, потому что, простите на секундочку, у людей, управляющих тем же гусеничным трактором, например, тоже есть водительские удостоверения. Пока не сформируется какая-то общемировая практика, которую можно будет проанализировать, пока не сформируется судебная практика, пока, в конце концов, все не насмотрятся на какие-то вопиющие факты поведения со стороны владельцев самокатов, это регулирование запаздывающее».
Аналогичные СПЧ поправки предлагал Минтранс осенью 2019 года. Тогда планировалось ввести новый термин — «средства индивидуальной мобильности», к ним относили в том числе самокаты и электросамокаты. Предлагалось запретить их использование в пешеходных зонах, установить предельную скорость до 20 километров в час и ввести специальные дорожные знаки. Документ несколько раз отправлялся на доработку. Он так и не обрел окончательную форму.