«Нахлобучили» на 100 млрд рублей
Первый вице-премьер Андрей Белоусов предложил металлургам вернуть сверхприбыли за время пандемии в бюджет. Те называют идею чиновника синдромом Госплана и напоминают, что когда цены на продукцию были низкими, компенсаций от государства не предлагалось
Читать на полной версииОбновлено в 19:45
Андрей Белоусов заявил, что металлурги должны отдать в бюджет 100 млрд рублей. Это, по словам первого вице-премьера, сверхдоходы, которые промышленники получили от высоких цен на металлы. Белоусов высказался довольно резко, заявив, что компании «нахлобучили бюджет». Бизнес ему ответил.
Андрей Белоусов в этот раз не стеснялся ни в словах, ни в предложенных методах. Раньше после совещаний под руководством первого вице-премьера уже предлагалось ограничить металлургам экспорт, ввести прогрессивный налог, отменить возмещение НДС, зафиксировать цены для внутреннего рынка, создать госрезерв металлургической продукции. Сейчас же в интервью телеканалу РБК Андрей Рэмович сказал, что у государства есть все возможности, чтобы забрать у металлургов то, что они получили. «Это, я думаю, мы сделаем», — заявил Белоусов. По его словам, он сам в общении с бизнесом сказал, что даже не думает, каким образом «снять» с компаний деньги, но есть ценник — 100 млрд рублей. Это средства, на которые металлурги, говорит Белоусов, «нас (государство, бюджет) нахлобучили».
Правда, первый вице-премьер заранее извинился за слово «нахлобучили». Но прозвучало все равно очень резко, особенно в преддверии Петербургского международного экономического форума. И особенно если предположить, что Белоусов употребил его не в том значении, что указано в словарях — надвинуть шапку на лоб, — а в том, довольно неприличном, что использовали герои скетчкома «Наша Раша», знаменитые челябинские металлурги. Комментирует член правления РСПП Игорь Юргенс:
Если говорить по делу, то цены на металлы, действительно, выросли. В правительстве повышение недавно оценили в 30%. По версии Белоусова — в разы. Важнейший вопрос — от чего считать. Год назад черный металл на Лондонской бирже стоил в два раза меньше, чем сейчас. Но это был разгар пандемии. А если сравнить с декабрем, то этот товар подорожал примерно на 20%. Но точку отсчета, повторимся, Белоусов не назвал.
Подорожание связано с ростом мировых цен, открытием китайской экономики и повышенным спросом. Но, во-первых, до этого цены на металлы были низкими, и никто в правительстве не собирался предлагать металлургам компенсации. Во-вторых, рост прибыли естественным образом подразумевает и рост отчислений в бюджет. До этого в ассоциации «Русская сталь» сообщили, что в этом году поступления в бюджет от металлургов по сравнению с прошлым годом и так вырастут на четверть триллиона рублей. Это в 2,5 раза больше, чем требования первого-вице премьера. И как в ответ Белоусову заявил председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин (его слова распространила пресс-служба металлургической компании), «сумма налогов в федеральный и региональные бюджеты уже превышает величину «притязаний».
Кроме того, металлурги тратят на модернизацию, и эти вложения достигли рекорда за 20 лет. А еще все эти компании частные — и изъятие прибыли затронет множество акционеров, в том числе иностранных, которые принесли свои деньги на российский рынок. Мнение директора группы корпоративных рейтингов агентства АКРА Ильи Макарова:
Илья Макаров директор группы корпоративных рейтингов агентства АКРА «Ничего плохого нет, когда цены растут и когда цены падают. Все это конъюнктура, и рынок сам потом регулирует ситуацию. Никто же не жаловался, металлурги особенно не жаловались, когда было падение цен. И правительство же не задумывалось помочь как-то, начислить им дополнительную прибыль. А вот здесь такое ощущение, что нашли козла отпущения — кто виноват во всем повышении цен на металлопродукцию».
Андрей Белоусов три года назад уже пытался изъять доходы металлургов, а также химиков. Тогда сумма претензий была выше в пять раз — 500 млрд рублей, и объяснялось это слабым рублем, из-за чего промышленники, по мнению на тот момент помощника президента, получили «сверхдоходы». В тот раз против изъятия выступил не только бизнес, но и правительство, а источники говорили, что это была «авторская инициатива» Белоусова. В итоге промышленности просто предложили инвестировать деньги в инфраструктуру.
Чью точку зрения Белоусов транслирует сейчас — пока не ясно. В Кремле обтекаемо заявили, что в росте цен на металлы нет виноватых, это экономика: бизнес зарабатывает — государство получает налоги, но если возникает диспропорция, то государство ее выравнивает. Вопрос в методах: изъять, как сказал Белоусов, или же договориться, как предлагали металлурги, выдвинув идею прямых госзакупок металлургической продукции для бюджетных строек по сниженным ценам.
Но, судя по заявлению Лисина, государство не спешит идти навстречу. Есть еще механизм, который государство использует в нефтяной отрасли. При высоких мировых ценах на нефть правительство платит нефтяникам компенсации, чтобы они не повышали внутренние цены на бензин. При низких — все наоборот. Но для металлургии это не сработает, слишком велик ассортимент продукции, что не раз признавали и в правительстве.
Кстати, о топливе. Цены на него сейчас тоже очень высокие по сравнению с прошлым годом. Но почему-то о сверхдоходах нефтяников Андрей Рэмович ничего не сказал. Возможно, не его сфера ответственности.
На фоне заявления Андрея Белоусова упали котировки российских металлургических компаний. И после его слов о нахлобучивании министр промышленности Денис Мантуров пригласил металлургов на совещание по поводу цен на металлы для госпроектов, передает РБК.
Также стало известно, что ФАС заявила о дополнительных проверках на рынке металлопроката. Служба уже ведет расследование в этом сегменте рынка, однако теперь могут быть возбуждены новые дела. «В настоящее время четырем территориальным управлениям ФАС поручено провести дополнительные проверки. По результатам проверок могут быть возбуждены и другие дела», — говорят в ФАС.