Белоусов: металлургические компании должны вернуть в бюджет около 100 млрд рублей в виде налога
Первый вице-премьер заявил о получении металлургами в прошлом году 100 млрд рублей сверхприбыли. Ассоциация «Русская сталь» при этом констатирует, что налоговые платежи меткомпаний только за полгода выросли вдвое. Заявление Белоусова спровоцировало снижение акций металлургических компаний
Читать на полной версииОбновлено в 16:23
Первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что на фоне пандемии в прошлом году российские металлургические компании увеличили доходы «в разы», в том числе за счет повышения цен на внутреннем рынке, и должны вернуть в бюджет около 100 млрд рублей сверхдоходов, например, за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Андрей Белоусов заявил об этом в интервью телеканалу РБК, использовав, как он сам признал, довольно резкие эпитеты.
«Я не буду сейчас называть компании и сколько они заработали. Но я вам могу сказать, что в ковидный год доходы металлургов возросли в разы, слава тебе господи. И даже неплохо, что они выплачивают дивиденды, а плохо то, что они подняли цены на внутреннем рынке в соответствии с ростом мировых цен. И мы посчитали, извините за это слово, металлурги нахлобучили нас — государство, бюджет — в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд рублей по году. Эти деньги, я считаю, они должны нам вернуть в виде налога».
Министр промышленности Денис Мантуров пригласил владельцев крупнейших металлургических компаний на совещание о росте цен на металл для госпроектов, рассказали РБК два источника, близких к этим компаниям. Совещание состоится во вторник, 1 июня, бизнесменов пригласили поучаствовать в нем лично.
Металлурги заявляют, что с начала года они удвоили налоговые выплаты в бюджет, а затраты на инвестиции достигли рекорда за 20 лет. Об этом говорится в сообщении ассоциации «Русская сталь», в которую входят, в частности, Evraz, «Новолипецкий металлургический комбинат», «Северсталь», «Магнитогорский металлургический комбинат» и «Мечел».
Металлурги подвели итоги первого полугодия. Благодаря конъюнктуре рынка металлов бюджет страны получит вдвое больше налогов. Объем производства возрос на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Мировая конъюнктура и рост потребления находятся на многолетнем максимуме. Налоговые платежи составят более 200 млрд рублей, что почти вдвое превышает показатели 2020 года. Прогноз 2021 года позволяет говорить о росте налоговых поступлений в бюджетную систему страны на 250 млрд рублей больше по сравнению с прошлым годом. Объемы инвестиций максимальные за последние 20 лет. В 2021 году отрасль увеличивает инвестиции по сравнению с 2020 годом до 300 млрд рублей с приоритетом на экологические проекты.
Основной владелец НЛМК Владимир Лисин, комментируя слова Белоусова, заявил, что власти не учитывают рост налоговых отчислений и инвестиций в металлургии. По его словам, смысл слова «нахлобучить» словари поясняют как «надвинутую на лоб или на глаза шапку». «Вот, точно — чтобы не видеть двойной рост налоговых отчислений отрасли, конкурирующей на глобальном рынке. Не видеть, что сумма налогов в федеральный и региональные бюджеты уже превышает величину «притязаний». Не считать важным, что только у металлургов несколько миллионов владельцев акций — физические лица, которые не получат рассчитываемые дивиденды», — цитирует владельца НЛМК «Интерфакс».
Слова первого вице-премьера на этом фоне и тон его обращения к крупному бизнесу комментирует член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс.
Какова позиция Кремля по поводу идеи Андрея Белоусова изъять сверхприбыли у металлургов и по форме претензий к крупному бизнесу журналисты спросили у пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова.
— Знает ли президент о такой проблеме?
— Да, президент знает, действительно цены были очень высокие, действительно образовались дополнительные прибыли. Президенту об этом известно. Правительство, как следует из слов первого вице-премьера, занимается этим вопросом вместе с участниками бизнеса.
— В Кремле есть понимание, кто в этом виноват?
— Здесь вряд ли нужно искать виновных, это экономическая жизнь. Бизнес зарабатывает деньги, государство получает налоги, и когда возникает какая-то диспропорция, то государство эту диспропорцию выравнивает.
— Как считают в Кремле, насколько допустимы такие негативные интонации в адрес крупного бизнеса, тем более на фоне предстоящего форума?
— Я воздержусь от каких-то комментариев, рекомендую вам обращаться в правительство или непосредственно к Андрею Рэмовичу.
Три года назад Андрей Белоусов, являясь помощником президента, уже выступал с подобным резонансным предложением — призывал изъять полтриллиона сверхдоходов у металлургов, производителей удобрений и газохимии. Он предлагал направить эти деньги на выполнение майских указов. После волны критики, в том числе из правительства, эта идея была названа личной инициативой помощника президента. А компаниям из списка Белоусова было предложено вложить деньги в крупные инвестпроекты. Нынешние расчеты первого вице-премьера оценил аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.
— Видимо, не на все поставки были заключены долгосрочные контракты с фиксированными ценами. А поскольку цены поднялись, получается, что надо пересматривать бюджеты на строительство, на инфраструктурные проекты. Я так понимаю, что он это имел в виду, он же подробностей не объяснил, что значит «нахлобучили». Судя по всему, они посчитали, что на такую сумму выросли издержки из-за того, что выросли цены на металл.
— Цены мировые, конъюнктура же формируется не только внутри рынка самими производителями и переработчиками, правильно же?
— Конечно, но у них же другой подход. Есть проект, есть утвержденный бюджет, выделенные средства, сейчас все резко подорожало, они считают, что эту разницу у них металлурги взяли благодаря изменившейся мировой конъюнктуре, и они намерены эту разницу, судя по всему, какими-то налоговыми методами изъять.
— Налоговые платежи меткомпаний за полгода превысят 200 млрд рублей. Получается, что они и так почти вдвое превышают показатель за аналогичный период 2020 года. Чем тогда Белоусов недоволен?
— Меня-то агитировать не надо, но Белоусов, по-моему, предпринимает уже не первую попытку изъять так называемые сверхдоходы в бюджет государства. Изменения правил игры по ходу игры стали вполне фирменным признаком взаимодействия государства и бизнеса.
— Никто не отменял и ценовые спады. Что тогда, государство с дотациями вернется?
— Ситуация действительно парадоксальная: этот рост цен вызван, скорее всего, в большей степени финансовой накачкой в глобальной экономике, и эти цены транслировались к нам, где не было финансовой накачки экономики. То есть там платежеспособный спрос вырос, у нас он не вырос, но цены тем не менее сюда пришли. Но они все равно отыграют, коррекция, конечно, будет. Как себя поведет в этом случае правительство, я сказать не берусь. Хотя в этом же интервью он сказал, что чисто пошлинами регулировать, наверное, неправильно, лучше предусмотреть какой-то механизм типа демпфера, который был у нефтяников. То есть этот механизм все-таки предполагает какой-то возврат в случае, если цены спадут.
В апреле правительство уже обсуждало меры регулирования цен на металлопродукцию. Тогда ассоциация «Русская сталь» предложила скидки для бюджетных строек и прямые контракты с производителями минуя посредников. Таким образом государству гарантировались стабильно сниженные цены.
На фоне заявления Белоусова о необходимости возвращения в бюджет сверхприбыли акции металлургических компаний снизились на 1-6%.