Роскомнадзор начал замедлять работу Twitter, требуя удаления запрещенного контента, 10 марта. Спустя две недели ведомство отчиталось о результатах.

С одной стороны, их можно расценивать как позитивные: соцсеть удаляет материалы, наносящие вред детям. С другой стороны, Роскомнадзор явно недоволен темпами: две трети запрещенных в России публикаций по-прежнему доступны в Twitter, и появляются новые. Ведомство при этом не уточняет, когда именно компания начала исполнять требования регулятора.

Соцсети не раз угрожали блокировкой, но на первом этапе Роскомнадзор решил ограничиться замедлением сервиса. И это сработало, отмечает президент Фонда информационной демократии, бывший замминистра связи России Илья Массух.

Илья Массух бывший замминистра связи, президент Фонда информационной демократии «Если вы блокируете ресурс, то у пользователя психологически возникает претензия к тому, кто блокирует. Когда вы замедляете ресурс, у пользователя возникает претензия к самому ресурсу. Определенное отторжение — этого боятся практически все интернет-монополисты. В этой связи это замедление очень эффективно, и думаю, что остальные сервисы, которые нарушают либо не замечают требования российского законодательства по отношению к контенту, тоже пойдут на взаимодействие и будут удалять запрещенный контент».

Когда 10 марта Роскомнадзор стал замедлять доступ к Twitter, компания заявила, что «глубоко обеспокоена участившимися попытками заблокировать и ограничить публичное общение в интернете». Тогда она явно не горела желанием удалять запрещенный контент.

Теперь же начала это делать. Вот как прокомментировал это ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров:

Михаил Захаров ведущий эксперт Центра политического анализа «Если Twitter уже пошел на уступки, то вполне может сложиться ситуация, что пойдет и дальше. Вопрос в том, насколько принципиален для него российский сегмент. И если это сулит серьезные потери для компании, то, я думаю, они попробуют договориться».

Сообщение о том, что Twitter начал удалять запрещенный в России контент, прокомментировал глава думского комитета по информационной политике Александр Хинштейн. Он назвал это «хорошим симптомом», но отметил, что сервису нужно начать диалог с российскими властями. О каком диалоге идет речь, депутат не уточнил.

Удаление публикаций в режиме реального времени или с минимальной задержкой — задача нетривиальная. И если запрещенный контент провисит достаточно долго, можно представить это как-то, что Twitter отказывается исполнять требования российского законодательства. И тогда вновь возникает вариант с блокировкой, о чем ранее говорил замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин. Полностью исключать этого пока нельзя, говорит бывший директор особых направлений Telegram Антон Розенберг:

Антон Розенберг бывший директор особых направлений Telegram «Пока это больше выглядит как какое-то очередное предупреждение. Перерастет ли оно в итоге в окончательное решение заблокировать или все-таки пока еще есть попытка договориться, честно говоря, думаю, что даже в самом Роскомнадзоре могут еще сами не знать. На рынке ходят слухи, что принято решение о блокировке, причем не только Twitter, и дело будет в апреле. По тому, что я видел, там не только противоправный контент Роскомнадзор требует удалить, но и, скажем так, политический. Насколько Twitter готов здесь пойти на уступки, я, честно говоря, не берусь судить».

Когда возникает тема блокировки чего-либо, Роскомнадзору припоминают историю с неудавшейся блокировкой Telegram три года назад. Мессенджер тогда продолжал работать, в отличие от вполне законопослушных сайтов и сервисов, которые упали из-за действий регулятора. Но можно не сомневаться, что ведомство сделало выводы из этой истории и прежних ошибок не повторит. Команда Павла Дурова, кстати, не жалела денег на обход блокировок. Будет ли так же поступать Twitter, это еще вопрос.

Сам Twitter пока никак не прокомментировал сообщения о том, что компания начала удалять запрещенный в России контент.