Западным платформам грозит блокировка за «дискриминацию» российских блогеров и СМИ
Норма содержится в законопроекте, внесенном в Госдуму в четверг. Какие риски это несет для YouTube, Facebook и других западных сервисов?
Читать на полной версииЗаконопроект, внесенный в Госдуму группой депутатов от «Единой России» и КПРФ и сенатором Алексеем Пушковым, позволит Генпрокуратуре, МИД и Роскомнадзору сурово наказывать платформы, уличенные в дискриминации российских пользователей.
Социальной сети или сайту может быть присвоен статус «информационного ресурса, причастного к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации», после чего платформе будет грозить целый спектр санкций — от штрафов или замедления доступа до полной блокировки на территории страны. Комментирует соавтор документа, глава думского комитета по информполитике Александр Хинштейн.
«Любой информационный ресурс — YouTube, соцсети или AppStore, где были удалены аккаунты, точнее заблокирован доступ к аккаунтам российского телевидения и НТВ — это наиболее такие громкие примеры. Мы понимаем, что этих примеров гораздо больше, чем мы о них знаем, и касаются они не только российских средств массовой информации, но и российских граждан».
Согласно пояснительной записке к законопроекту, за последние полгода в Роскомнадзор поступило 20 жалоб российских СМИ и пользователей на дискриминацию на западных платформах. Конкретных примеров не приводится, но они лежат на поверхности.
В среду ведомство потребовало от Google вернуть в тренды YouTube ролики с канала «Соловьев LIVE», куда они не попадали с октября — хотя ранее, согласно пресс-релизу, «это происходило регулярно». Ранее радиоведущий пожаловался на маркировку «18+» на одном из своих видео, поставленную из-за жалоб пользователей — как говорится на экране-заглушке (который можно отключить одним кликом), «сообщество YouTube посчитало контент не подходящим для определенной аудитории». Можно ли считать это цензурой, комментирует руководитель общественной организации «Роскомсвобода» Артем Козлюк.
Артем Козлюк руководитель общественной организации «Роскомсвобода» «Когда мы говорим про цензуру, мы имеем в виду именно государственную цензуру, ограничение свободы слова, в том числе в сетевом пространстве со стороны органов государственной власти. Если говорить про какие-либо платформы в интернете, то это модерация, это частные порталы, и администрация этих ресурсов имеет право устанавливать свои правила поведения на своих ресурсах, модерировать их. Тут появляется со стороны Роскомнадзора некое двоемыслие и подмена понятий».
Еще один пример того, что одни сочтут дискриминацией, а другие политикой платформы — временная блокировка аккаунтов дочерних структур RT на Facebook в прошлом году. Соцсеть потребовала от группы популярных англоязычных пабликов раскрыть данные о владельцах компании, и пока информация не была предоставлена, доступ к страницам был закрыт. Теперь аккаунты разблокированы, но на страницах указано, что СМИ контролируется властями России. Даже если согласиться, что это пример дискриминации, стоят ли такие инциденты блокировки всей соцсети? Мнением делится председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.
«Как поведет себя YouTube, конечно, он не будет вести себя, как Дуров, не будет прятаться, он не будет менять IP, не будет поднимать прокси-сервера в массовом масштабе. В лучшем случае мы получим вообще отсутствие ответа, а в худшем, допустим, YouTube просто отключит монетизацию для российских ресурсов. А мы понимаем, что огромный пласт и блогеров, и СМИ на YouTube достаточно неплохо зарабатывают. Сама проблема, что YouTube и Facebook каким-то образом санкционируют наши ресурсы, имеет место, но метод решения откровенно негодный».
Реакции от западных платформ на внесение законопроекта в Госдуму пока не последовало — IT-гиганты редко оперативно комментируют подобные инициативы. Однако мера может оказаться эффективной, считает президент Фонда информационной демократии, бывший замминистра связи Илья Массух.
В Кремле инициативу в целом поддержали, но с оговорками. Дмитрий Песков заявил журналистам, что дискриминационные действия в отношении российских клиентов этих платформ «определенно» имеют место и этому нужно противодействовать. «Другое дело — это выработка механизмов. Конечно, это предмет для тщательной проработки», — добавил пресс-секретарь президента.