Ксения Собчак теперь снова может войти в крабовый бизнес
Суд снял арест с компаний, доли в которых хотела купить телеведущая и экс-кандидат в президенты. О планах Собчак создать компанию, лидирующую на рынке добычи краба, стало известно в апреле
Читать на полной версииКогда эта история только началась, писатель и главный редактор Esquire Сергей Минаев предложил переименовать телеграм-канал Ксении Собчак из «кровавой барыни» в «крабовую барыню». И теперь у экс-кандидата в президенты снова появился шанс таковой стать.
Сахалинский суд снял арест с двух добытчиков краба, доли в которых хотела купить Собчак. Именно арест акций и помешал ей это сделать. Дело в том, что следствие считает, что эти компании занижали экспортную стоимость добытого краба. Декларировали товар для поставки в Панаму по одной цене, а на самом деле продавали в Японию по другой. И, соответственно, нанесли ущерб государству в 210 млн рублей. Хотя чем это могло помешать продавать акции — непонятно, замечает генеральный директор РИА Fishnews Эдуард Климов.
Эдуард Климов генеральный директор РИА Fishnews «Странная история изначально. Если есть претензии к компании, потом туда придут собственники и эти риски берут. Я, наоборот, очень удивлен, что арестованы были эти компании, [введен] запрет на проведение акций».
Добыча краба — высокомаржинальный бизнес с многомиллиардной прибылью. Об этом можно судить хотя бы по тому, что российского краба купить в России не так просто, почти все уходит на экспорт. Компании, доли в которых хотела купить Собчак, следствие считает подконтрольными бизнесмену Олегу Кану, СМИ называли его «крабовым королем». Он арестован заочно, так как успел покинуть страну.
Эти события проходили на фоне реформы крабовой отрасли, которая в свое время вызвала возмущение у части игроков. Половину квот на вылов краба, которые раньше распределялись по историческому принципу, стали продавать с аукциона. Компании, в которые хотела зайти Ксения Анатольевна, раньше были крупнейшими добытчиками краба. Но потом как раз и лишились половины своих квот.
После того, как Собчак не смогла купить акции, в игру вступила ее мать, сенатор Людмила Нарусова. Она обратилась к председателю Верховного суда и попросила организовать проверку. Какую роль могло сыграть это вмешательство, рассуждает директор Центра политологических исследований Финансового Университета Павел Салин.
В мае «крабовый король» Олег Кан рассказал «Ведомостям», как появилась идея пригласить Ксению Собчак. По его словам, она может помочь компаниям в качестве медийного ресурса. Чтобы как известная эпатажная журналистка донести до чиновников, что добыча краба — это прозрачный и законопослушный бизнес. Комментировать это заявление сложно.
Сама же Собчак в интервью Forbes возмущалась, что ей не дали совершить законную сделку, и добавила, что речь идет о миллионах долларов. А вот с этим утверждением точно не поспоришь.