Обновлено в 16:41

Прокуратура потребовала приговорить режиссера Кирилла Серебренникова к шести годам колонии общего режима.

Коллег Серебренникова — бывшего генпродюсера «Седьмой студии» Алексея Малобродского потребовали приговорить к пяти годам колонии, гендиректора Юрия Итина и бывшую сотрудницу министерства культуры Софью Апфельбаум — к четырем годам каждого. Их обвиняют в хищении 129 миллионов рублей из бюджета, эти деньги были получены от Минкульта на производство спектаклей.

Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин заявил ТАСС, что был шокирован таким развитием дела.

«Меня это повергло в шок — гособвинитель запросил режиссеру Кириллу Серебренникову, Алексею Малобродскому Юрию Итину и Софье Апфельбаум реальные сроки, которые они должны отбывать в колониях общего режима. Как это возможно? Наказание совершенно несоразмерно! Даже тому, в чем их обвиняют. А их обвиняют в хищениях, так определила последняя экспертиза, но ее выводы вызывают массу вопросов у людей осведомленных и реально знающих предмет. Я внимательно слежу за судебным процессом в течение всех трех лет, пока он длится, и понимаю, как тяжело далось это время коллегам, оказавшимся фигурантами этого дела. Я очень надеялся и продолжаю надеяться, что будет принято мудрое решение, и я верю, что суд сможет разобраться во всех деталях этого дела и беспристрастно вынести справедливое решение».

На заседании суда Кирилл Серебренников назвал Минкульт «токсичной конторой», которая всегда готова подставить. Режиссер свою вину не признал, но согласился, что бухгалтерия велась «из рук вон плохо», однако он ничего в этом не понимал.

В преддверии судебного заседания многие известные режиссеры и актеры попросили нового министра культуры Ольгу Любимову отозвать иск против фигурантов дела «Седьмой студии». Минкульт в этом деле признан потерпевшей стороной. Ведомство ответило, что оценка доказательств в процессе разбирательства является исключительной компетенцией суда.

Мещанский суд Москвы 26 июня огласит приговор по делу «Седьмой студии». Business FM спросила у деятелей культуры, какая у них была реакция на требования обвинения.

Специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой отмечает, что действующее законодательство, которое регулирует работу в том числе и с грантами, очень жесткое.

Михаил Швыдкой спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству «Ни в коей мере не хочу, и не могу, и не имею права комментировать этот процесс, чтобы никто не расценил мои суждения как попытку какого-то давления на суд или влияния на суд. Я выступал свидетелем по приглашению защиты. Знаю только то, что из трех экспертиз, которые были представлены по этому делу, авторы второй экспертизы, я имею в виду профессора Силюноса и Марину Андрейкину, заместителя директора Московского художественного театра, эта экспертиза написана людьми с безусловной профессиональной репутацией, которым я склонен доверять более чем кому бы то ни было еще. Исходя из этой экспертизы, спектакли были поставлены, деньги были даже сэкономлены. Судя по этому заключению экспертов, обвинение, которое сегодня выдвигается, достаточно сомнительно. Действующее законодательство, которое регулирует работу в том числе и с грантами, очень жесткое. И конечно же, для всего театрального цеха и вообще для людей, которые занимаются подобного рода проектами, это плохой сигнал».

Художественный руководитель «Студии ЮГ» и театра «Модерн» Юрий Грымов считает, что если и были какие-то нарушения, то за три года, пока идет разбирательство, их уже можно было обнаружить.

Юрий Грымов художественный руководитель «Студии ЮГ» и театра «Модерн» «Те сроки, которые мы услышали по «Седьмой студии», конечно, ужасные. Как и любой срок, на самом деле. Просто эти сроки какие-то действительно гигантские, мне показалось. Если внимательно читать дело и слышать, что там происходило, как оценивались эти нарушения, как поверхностно подошли к изучению этого дела, это, конечно же, страшно. Страшно за людей и страшно за то, что можно вот так вот все пересчитать и сказать, что это все было сделано по таким нормативам. Хотя мы все прекрасно знаем, что спектакль от спектакля отличается ценой, трудозатратами и так далее. А тут все в одну кучу свалили, и все это, что называется, недоказуемо. Это страшно, вызывает оторопь и большой страх и, наверное, сострадание к людям, которые сейчас находятся в этой ситуации. Причем находятся уже три года. Три года этот процесс идет, мне казалось, что если там есть какие-то нарушения, то это гораздо быстрее можно было увидеть. Нет, это идет три года. Это тоже о чем-то говорит. В театр люди приходят не для того, чтобы воровать, вот поверьте мне. Люди, работающие в театре, в основном, на 99%, это сподвижники, это люди, которые это любят, живут этим. Мне кажется, что не может быть такой жесткости, жестокости, а за три года мы это увидели».

Даже если руководство «Седьмой студии» будет оправдано, это уже не будет для них победой, считает кинорежиссер Павел Лунгин.

Павел Лунгин кинорежиссер​ «Все равно это будет политтехнологическая подачка, потому что, по сути, отношение к творческой интеллигенции, противопоставление русского народа и интеллигенции усиливается. Все думали о том, будет ли тот мир, в котором мы окажемся после пандемии, тем же самым или это будет новый, другой мир. Для меня обвинение по делу Серебренникова — это и есть начало некоего нового мира, который к пандемии не имеет никакого отношения. Уже больше никто не говорит про доказательства, речь не идет ни о каких спектаклях. Это уже какая-то абстрактная машина, потому что уже у нее вообще нет никакой связи с реальностью. Какие спектакли? Когда это было? Десять лет тому назад, пять лет назад? Какие деньги? Сколько стоит спектакль? Какая экспертиза? Кто является экспертом? Все абсолютно смешалось. Все это такая декорация страшного «Буратино», в котором, как в кукольном театре, перед нами разыгрываются истории».

Каким будет итог дела «Седьмой студии»? Мнение председателя правления Московского юридического агентства Алексея Линецкого.

Алексей Линецкий председатель правления Московского юридического агентства «Думаю, что, конечно, можно исключить оправдательный приговор. Скорее всего, все-таки следствие и прокуратура добьются обвинительного приговора, притом что дело носит очень и очень спорный характер и масса свидетельств того, что никакого хищения не было, а, возможно, просто были некие финансовые нарушения, которые следствие и обвинение трактовало как хищения. Тем не менее на первом этапе будет вынесен обвинительный приговор, который, возможно, будет не связан с лишением свободы. Я думаю, что это максимум, на что может надеяться группа подсудимых. Дай бог, чтобы так и произошло, чтобы сроки были условными. Поскольку дело очень объемное, то и приговор будет очень объемный. И скорее всего, ввиду его обвинительного характера защита подсудимых будет его обжаловать. Поэтому мы увидим еще и вторую серию этого процесса, который уже и так является, надо сказать, большим сериалом».

Разбирательство по делу «Седьмой студии» идет более трех лет. Все это время Серебренникова активно поддерживали и западные коллеги, а его работы получали международные призы. Накануне Союз театральных критиков Франции наградил режиссера за лучший иностранный спектакль.