Пандемия как форс-мажор: бизнес просит помочь из-за срывов контрактов
Такие просьбы предпринимателей получают суды. В связи с объявлением нерабочей недели этот вопрос поставлен на недельную паузу, но он так и не решен
Читать на полной версииПервый вице-премьер Андрей Белоусов 17 марта сообщил, что правительство ввело режим «форс-мажор» в случае неисполнения контрактов из-за пандемии коронавируса, но только в двух случаях: нарушение госконтрактов и неисполнение валютных контрактов нерезидентами в случае, если это связано с коронавирусом. Суды начали получать заявления бизнесменов, которые просят признать ситуацию с коронавирусом форс-мажором для урегулирования споров с контрагентами.
Что делать в обычных хозяйственных отношениях между юрлицами? Об этом президент Владимир Путин обещал подумать на встрече с представителями бизнес-сообщества, которая состоялась на этой неделе. В то же время бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что начинать надо все-таки с госконтрактов.
— Такие вещи нужно делать прежде всего в том, что касается любых экономических, хозяйственных отношений с государством, то есть по выполнению контрактных обязательств, по госзаказу и другие. Потому что, действительно, бизнес в новых условиях не может их выполнять и должен или пересмотреть условия этих контрактов — с ростом цен на комплектующие и прочее, — или иметь возможность отказаться. Вот в этом смысле форс-мажор должен работать. Как объявление форс-мажора это должно сделать государство официально, но, с другой стороны, для признания, что тот или иной контракт не выполнен в результате именно форс-мажора, а не по каким-то другим обстоятельствам, нужны какие-то специальные институты, которые помогали бы. Это должно быть или ТПП, или другие институты, которые бы давали свое заключение по поводу того, что контракт не выполнен в результате именно форс-мажора, а не по другим причинам. Это тоже второй уровень проблем, который встает. Такой институт легко создать.
— Сейчас после недели заморозки откроются суды...
— Давайте надеяться, что откроются. Нельзя не выходить на улицу два-три месяца, а потом выйти и понять: а жить-то на что? Надо выбирать оптимальный путь. Этот путь мы видим сегодня в том, чтобы группа риска находилась в особых условиях, а экономику останавливать нельзя, поэтому я очень надеюсь, что после недели все опять заработает.
Действительно, государство может вводить ограничения, но не может признать обстоятельства форс-мажорными по отношению к контрактам бизнеса, поскольку это должны решать суды. Оно может объявить форс-мажор только по своим контрактам, разъясняет старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко.
Надо отдать должное, что в сложившихся обстоятельствах власти стали прислушиваться к бизнесу, но сделать все разом невозможно, считает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс.
Президиум правительства во главе с премьер-министром Михаилом Мишустиным в России был образован в воскресенье для решения оперативных вопросов в условиях эпидемиологического и экономического кризиса. В него вошли все ключевые фигуры кабинета министров.