Индексы США в четверг, 12 марта, закрылись падением от 7,9% до 9,3%. Это худший показатель со времени так называемого черного понедельника в 1987 году. Так, на закрытии Нью-Йоркской фондовой биржи индекс Dow Jones опустился на 9,33%, индекс NASDAQ — на 7,85%, индекс S&P 500 — на 4,54%.

При этом после того, что произошло на биржах в понедельник и вторник, казалось, что это может быть просто временным движением, паникой, вызванной, в частности, выходом России из соглашения ОПЕК+ и резким изменением цен на нефть. Однако в четверг масла в огонь подлил Дональд Трамп, объявив о закрытии авиасообщения с Европой. При этом сообщения о последствиях для экономики пандемии коронавируса нарастают словно снежный ком. А когда люди скупают макароны и запираются дома, это создает ситуацию, с которой человечество еще не сталкивалось в новейшей истории, говорит директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «Возможны абсолютно непредсказуемые ситуации и для людей, и для экономики. Выпадет спрос, люди перестанут закупать дорогостоящие товары потому, что очень большой уровень неопределенности. Затем люди психологически выпадут из производства. Дистанционная работа — как это будет оплачиваться? Самое главное, что мы попали в идеальный шторм, то есть помимо коронавируса еще пошла ситуация с падением цен на нефть. А это очень жгучая смесь, когда два таких черных лебедя прилетели».

Если помимо объявленных уже операций по репо ФРС быстро не запустит программу количественного смягчения где-то на триллион долларов и дальше очень резко не снизит и так уже достаточно низкую ставку рефинснсирования, то последствия могут быть значительно куда хуже, чем в 2008 году, считает профессор ВШЭ, президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган.

Евгений Коган президент компании «Московские партнеры» «Скорость падения соответствует скорости падения 2008 года, и всех волнует вопрос: кризис это или не кризис? Очевидно, уже не проскочим. Самый главный критерий кризиса — это то, что плохо становится производителям, предприятиям, странам. Когда резко начинает расти стоимость денег. Их просто не хватает категорически. Сегодня падают цены на палладий, на золото, защитные активы. Кстати, биток тоже падает. А почему? Да потому, что денег нет. У многих маржин-коллы, и многие игроки — очень богатые люди — вынуждены продавать, извините за выражение, последние трусы для того, чтобы поднять свою ликвидность».

Особенностью нынешнего уже теперь, видимо, кризиса, является полная непредсказуемость главного фактора, его вызвавшего: пандемии. Совершенно непонятно, как будет расти число зараженных, как будут с этим справляться власти и системы здравоохранения разных стран. Неизвестно, насколько вероятно возникновение второй волны заражений и вырабатывается ли к вирусу иммунитет. И главное — насколько все меры по карантину будут влиять на экономику.