Если идеологи и проводники реформы долевого строительства стремились добиться максимальной концентрации региональных строек в руках двух-трех крупных игроков, то у них получается. Но пока они уверяют, что не стремились, поэтому предпринимают усилия все-таки спасти мелких и средних застройщиков на местах. Иначе вместо наметившегося в этом году тренда на повышение строительных объемов мы получим, мягко говоря, тренд на понижение.

Почему конкретные пути ищутся сейчас, хотя два года назад проблема была столь же очевидной? На этот вопрос толком не могут ответить ни Минстрой, ни Госдума, ни ЦБ, но это обычная история российских реформ. По крайней мере, как заявил на своей итоговой пресс-конференции глава Минстроя Владимир Якушев, сейчас есть некий план.

Владимир Якушев министр строительства и ЖКХ РФ «У нас есть ряд субъектов Российской Федерации, где проекты не имеют маржинальности 20%, а это именно та маржинальность, которая позволяет сегодня получить проектное финансирование. Конечно, нужно находить механизмы, как их поддержать. Сейчас идет серьезное обсуждение, есть расчеты, представленные Сбербанком, это уже очень продуманное, глубокое и просчитанное предложение. Конечно, надо что-то делать, мы не должны уронить рынок, но очень часто, скажем так, математическая составляющая была несколько слабовата. Сейчас расчеты, которые есть у нас, мне кажется, уже носят достаточно предметный и разумный характер».

Конкретики, конечно, никакой: что это за таинственные расчеты Сбербанка, какой банковский продукт они порождают и какому числу застройщиков он поможет, сказать нельзя. Если принять во внимание стандартную банковскую логику, помощь придет к «кому-то», но этих «кого-то» будет немного. Остальным придется снова говорить о необходимости поэтапного раскрытия счетов эскроу, уходить в различные серо-черные схемы или просто уходить.