«Комитет за гражданские права» может прекратить работу из-за задержания Маякова
Об этом сообщил председатель организации Андрей Бабушкин. Адвокат Андрея Маякова рассказал Business FM, как проходило задержание его подзащитного. 24 октября суд рассмотрит ходатайство следствия об аресте правозащитника
Читать на полной версииОбновлено в 20:00
Следственный отдел по Бабушкинскому району предъявил обвинение в покушении на мошенничество заместителю председателя — директору «Комитета за гражданские права» Андрею Маякову. «Ему предъявлено обвинение по статье 30, части 4 статьи159 УК РФ. Свою вину он не признал. Защита считает, что в его действиях отсутствовал состав преступления», — сообщил Business FM его защитник Федор Алексеенко.
По его словам, 24 октября Бабушкинский суд рассмотрит ходатайство следствия об аресте правозащитника.
Работа «Комитета за гражданские права» может быть прекращена после задержания Андрея Маякова. Об этом ТАСС сообщил председатель организации, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин.
По данным следствия, днем 22 октября он получил от человека, осужденного на длительный срок, первый транш в 200 тысяч рублей из обговоренной суммы в 2,5 млн. В обмен правозащитник, по мнению СК, «обещал оказать содействие в проверке прокуратурой законности вынесенного ему ранее приговора». В действительности такой возможности Маяков не имел, а полученные деньги намеревался похитить, утверждает следствие. После получения денег его задержали.
Вечером 22 октября в «Комитете за гражданские права» прошли обыски, сообщили в Facebook глава фонда «Русь сидящая» Ольга Романова и член организации Юлия Перепелова.
Обозреватель Business FM Мария Локотецкая поговорила с адвокатом Андрея Маякова Федором Аксененко.
В сентябре 2016 года суд уже признавал Маякова виновным в мошенничестве и приговорил к шести годам колонии. Речь шла о двух эпизодах мошенничества. В первом случае правозащитник обещал ранее судимому москвичу за 900 тысяч рублей добиться прекращения его уголовного преследования, а во втором за 670 тысяч рублей взялся добиться освобождения из колонии по состоянию здоровья мужа жительницы столицы. Обещаний он не выполнил, при этом позже вернул потерпевшим деньги. Правозащитник свою вину не признавал, в июле прошлого года он вышел на свободу по УДО.
О том, что могло произойти сейчас, и идет ли речь о провокации, рассуждает предприниматель Алексей Козлов.
Алексей Козлов предприниматель «В данном случае могла иметь место если не провокация, то какие-то люди, возможно, могли что-то предлагать. И Маяков тоже, как я предполагаю, вполне мог понимать, что для него это одна из форм поддержки организации. Поэтому я не исключаю, что Маяков мог предложить помочь решить какие-то вещи и попросить за это деньги. Поскольку он очень много лет работает в самой организации, абсолютно уверен, что он скорее преследовал какие-то цели помощи организации. Но это не является законным действием в любом случае. Насколько люди, которые предлагали ему эту помощь, чистоплотны? Увы, стоит констатировать, что есть такая проблема: к нормальным, хорошим правозащитным организациям всегда стараются присосаться вот такие «решалы». Порой очень сложно их отделить от людей, которые действительно хотят бескорыстно помочь. Однозначно брать деньги за какие-то вопросы нельзя. Если это было, допустим, пожертвование, это безотносительно всего, но если же в этот момент занималась этим уголовным делом организация и пыталась решать какие-то вопросы, это, наверное, не совсем корректная вещь. Не думаю, что для Маякова, для Андрея Бабушкина это является тем, что они реально хотели содрать денег с этого человека. Я думаю, что просто к ним обратились какие-то люди, в которых они не разобрались».
Так или иначе, действия в отношении «Комитета за гражданские права» на фоне смены состава СПЧ выглядят сигналом для других, говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
Сам Михаил Федотов рассказал газете «Ведомости», что его отставка с поста главы СПЧ стала для него и ожидаемым, и неожиданным решением. «Мне исполнилось 70 лет, и я, конечно, знал, что это предельный возраст для пребывания на государственной службе. Но то, что мне о моем увольнении сказали утром в прошлый вторник, — да, это было неожиданно». По поводу своего сменщика бывший глава СПЧ, впрочем, заметил: «Конечно, я бы предпочел на месте Фадеева видеть другого человека: того, кто больше занимается сферой правозащиты, чем развитием гражданского общества».
«Комитет за гражданские права» основан в 1997 году. Организация ведет заочно-правовое консультирование, мониторит соблюдение прав человека, в том числе в колониях и СИЗО, защищает интересы в судах, а также занимается другими вопросами