Следствие установило, что вместо российской техники войска получали оборудование из Китая, на котором просто поменяли этикетки. Речь идет о госконтрактах на закупку цифрового телекоммуникационного оборудования. Какого конкретно — пока неизвестно. По данным источников газеты «Коммерсантъ», хищения составили более 2 млрд рублей.

И, увы, закупки китайской техники под видом российской не редкость. Взят курс на импортозамещение, но отечественная промышленность не в силах его обеспечить, констатирует директор проекта по новым технологиям и международной безопасности ПИР-центра Вадим Козюлин.

Вадим Козюлин директор проекта по новым технологиям и международной безопасности ПИР-центра «Заменить на 100% радиоэлектронику нельзя, и в некоторых изделиях до 90% комплектующих — это импортные комплектующие, сегодня, как правило, китайские. Так что эта история, в общем, наверное, не единичная, когда закупается китайское оборудование. Оно, конечно, не сразу идет на изделия, его тестируют, проверяют специально обученные люди. Ставится знак военной приемки, и это знак, подтверждающий, что оборудование, ну, фактически стало вроде как нашим российским. То есть его проверила наша приемка, жучков нет, надежно, можно устанавливать. Но по существу это иностранные компоненты, и тут только вопрос, скрыт ли этот факт или известен этот факт».

Военная техника традиционно дороже гражданской. И на ней можно неплохо заработать. Эксперты приводят такой пример: военный лэптоп может быть на порядок слабее современного гражданского, но в четыре раза дороже — потому что лучше защищен, в том числе от воды и повреждений. У некоторой техники истинное происхождение проверить довольно сложно, а поменять наклейки не составит большого труда. Популярность такой схемы подтверждает и ветеран Службы внешней разведки, полковник в отставке Лев Корольков.

Лев Корольков ветеран Службы внешней разведки, полковник в отставке «И даже на наши системы противовоздушной обороны С-400 и С-500 новейшие, которые еще даже на вооружение, собственно, не приняты, также проходят детали, изготовленные в КНР. Просто на них перештамповываются. Они импортируются фирмами третьими, скажем, «прокладками». Формально некой организацией «Рога и копыта» у нас в Российской Федерации поставляются как российские детали. В результате элементная база остается китайской, то есть она ненадежная».

Переклеиванием этикеток грешат и военные чиновники на Украине. Как раз на днях там был задержан Олег Гладковский, также известный под фамилией Свинарчук, — соратник Петра Порошенко, который до весны был заместителем Турчинова в СНБО и курировал местный оборонпром. Один из эпизодов, который вскрыла украинская пресса, это закупки по завышенным ценам старых БМП 80-х годов, снятых с вооружения чешской армии. Польская компания покупала их в Чехии по цене металлолома, отделяла башни от шасси. И потом это все завозилось на Украину, где житомирский завод снова их собирал. В итоге старые БМП поставлялись Минобороны Украины уже как «модернизированные» и, конечно, в десять раз дороже.