В компании «1520» прошли масштабные обыски. Что за этим стоит?
Речь идет о крупнейшем подрядчике РЖД. Компанию «1520» связывают с делом полковника Дмитрия Захарченко. Почему с обысками пришли именно сейчас?
Читать на полной версииВ крупнейшем подрядчике РЖД прошли масштабные обыски. Речь идет о компании «1520». Еще в прошлом году появилось уголовное дело против ее владельца. Его, в частности, обвинили в даче взяткок полковнику Дмитрию Захарченко. О чем могут свидетельствовать последние события?
Компанию «1520» уже давно связали с делом Захарченко. Якобы он прикрывал нарушения, связанные с подрядами РЖД. Прошлой осенью арестовали владельца «1520». Его обвинили во взятках полковнику на 2 млрд рублей. И это было первым и пока единственным объяснением, откуда у Захарченко оказались его миллиарды.
Теперь же, как сообщил «Ведомостям» источник, проводят обыски, чтобы закрепить доказательную базу. Но есть подозрение, что источник лукавит. Прошел почти год, фигуранты в СИЗО, Захарченко в тюрьме, его деньги ушли в казну, немного потерявшись по дороге.
Почему именно сейчас провели обыски, да еще масштабные, по нескольким адресам, с участием Росгвардии, СКР и ФСБ? Точного ответа нет, и вряд ли он будет. Но важно помнить, что с осени произошли важные события: арестовали двух полковников ФСБ — Кирилла Черкалина и Дмитрия Фролова. А потом появились сообщения, что они курировали российские банки, которые занимались обналом и транзитом денег.
Захарченко тоже занимался банками, только со стороны МВД. И все эти люди, разрозненные факты, многочисленные фамилии других участников схем, как видится сейчас, лишь вершина большого айсберга. Продолжает бывший руководитель особой банковской группы МВД Дмитрий Целяков.
Дмитрий Целяков бывший руководитель особой банковской группы МВД «Они же не все сидят, правильно? Захарченко же у нас не один такой, он же не мог, например, обеспечивать «крышу» всем, правильно? Один. Соответственно, наверное, ищут «крышу», она многослойная. Больше похоже на передел системы, вопрос просто, в какую сторону? Уберут одних, придут другие. Или канал закроют. Но вряд ли его закроют, потому что, к сожалению, экономическая модель РФ устроена так, что без транзитных операций, без операций обнала наша экономическая система функционировать не может».
Когда-то этой системой управляли криминальные структуры. В нулевых годах им на смену пришли силовики. Как писало издание The Bell, однажды они поняли, что бороться с обналом и транзитом невозможно, и единственный выход — возглавить процесс.
В банках появились новые менеджеры — бывшие офицеры спецслужб. Они контролировали финансовые потоки, следили, чтобы их руководителям шли комиссии за незаконные операции. По сути, это был шлюз, через который шли деньги — из разных источников.
Допустим, госкомпания заключила с подрядчиком контракт. По завышенной цене. То, что в тех же нулевых назвали «откатом», оседает в нужном банке. Дальше деньги обналичивают или уводят из страны. Например, через Молдавию — это самая известная схема. Но есть еще украинская, литовская схема и так далее.
После этого банк утрачивает капитал и сгорает. Деньги, которые через него отмыли и вывели, расходятся по разным каналам. Те, кто рулит процессом, получают комиссионные. И мало кто сомневается, что миллиарды, найденные у Захарченко или Черкалина с Фроловым, принадлежали не им.
Возможно, это конечные «продукты производства», которые дальше должны были разойтись по карманам. Но нет такой системы, у которой нет ни одного изъяна. Рано или поздно ее начинают менять. Вероятно, это происходит и сейчас, предполагает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.
Подряды РЖД — лишь один из эпизодов, а сама система больше напоминает государство в государстве. Ее «сердце» — круг банков, которые гоняют по «сосудам» деньги. Немалую роль сыграл ЦБ, который после прихода Эльвиры Набиуллиной начал расчищать банковский сектор. Параллельно регулятор начал разбираться с собственным блоком, надзирающим за банками. Это и увольнения, и смены кураторов небольших банков.
Именно через них обычно идут обнальные и транзитные операции. Поэтому и обыски в подрядчике РЖД, который, кстати, скоро может выкупить государственный ВЭБ, тоже лишь один из эпизодов. Основной же передел, как можно предположить, идет в рядах силовых структур. И будет неудивительно, если скоро последуют новые отставки и аресты.