Обновлено в 14:22

Задержан директор департамента развития бизнеса автодилера «Рольф» Анатолий Кайро. Топ-менеджера заподозрили в том, что он помог основателю компании Сергею Петрову незаконно вывести на кипрский офшор 4 млрд рублей, сообщает Следственный комитет.

Кайро допросили и оставили под стражей на 48 часов. СК ходатайствует о его переводе под домашний арест.

Уголовное дело о подлоге в валютных операциях возбуждено в отношении четырех руководителей компании, включая самого Петрова, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на постановление суда.

О задержании Кайро и законности сделки Business FM поговорила с основателем «Рольфа» Сергеем Петровым:

— Сейчас решают вопрос о мере пресечения, обвинение в выводе денег. Ему предъявляется, что он [действовал] по подложному договору, [продажа акций на] 4 млрд по завышенной цене и так далее. При этом никто с нами не разговаривает, не спрашивает, не отвечает на вопросы, как внутренний договор, [заключенный] между собой, может быть подложным. Какая-то чушь. Акции «Рольф Эстейта» перешли действительно на «Рольф», значит, уже не подложный договор, значит, он выполнен. А по оценке довольно нелепые все эти претензии, потому что у нас аудированная компания, нам никогда не подпишут «что-то». Эти объекты все «Рольф Эстейт» были в залоге, десять раз проверялись разными банками по оценке. Все это выглядит каким-то абсурдом.

— Есть ли вообще во всей этой ситуации сейчас предпосылки к другим задержаниям?

— К другим нет, потому что нет тех трех-четырех лиц, которым они предъявляют обвинения, кто-то за границей. Только Кайро под угрозой. Это как по Голунову. Журналиста спасли — ну давайте спасать бизнес, завтра же останемся все с одним госпланом.

— Оценка была максимально независимая?

— Не только максимально, неоднократная. Как залоги оценивались, как есть независимый договор — просто не берут и не отвечают. Кто-то же должен все-таки вступить на какой-то площадке в разговор, вместо того, чтобы посылать полки людей топтать, обыскивать с утра всех, домочадцев мучить. Уважение какое-то должно быть к налогоплательщику. Кричать, что вот тут вывели 4 млрд, ничего при этом не объясняя, — какого дьявола эти люди такие безответственные заявления делают и никто не пытается опровергать? Независимого суда нет, прессы почти нет и парламента нет. Вот и все, вот мы все, значит, тут остаемся под силовиками.

Схема в глазах следствия выглядит так: в 2014 году Сергей Петров перечислил 4 млрд рублей от автодилера «Рольф» на счета своего кипрского офшора «Панабел лимитед». Для этих целей был изготовлен подложный договор купли-продажи о приобретении акций «Рольф Эстейт». Их стоимость была многократно завышена, а деньги перечислял подконтрольный Петрову московский банк.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов сообщил Business FM, что уже получил обращение Сергея Петрова. Он заверил, что обоснованность обвинения проверят.

— У нас эта система выстроена, и она заключается в том, что мы сначала делаем экспертизу, то есть убеждаемся, что бизнес прав, после этого его защищаем, и защищаем всеми возможными методами. Потому что кроме чисто официальных методов у нас есть свои полномочия — участвовать в судах, обращаться в различные правоохранительные и другие государственные органы. Сейчас должны изучить ситуацию, Петрова нет в России.

— Но обращение вы от него получили?

— Мы получили, но я сегодня в Забайкальском крае, буду на месте — сразу же начнем им заниматься. Наши юристы уже приступили.

В свою очередь, руководитель бюро по защите прав предпринимателей «Опоры России» Алексей Петропольский считает, что дело «Рольфа» выглядит как заказ, а давление силовиков очевидно.

Алексей Петропольский руководитель бюро по защите прав предпринимателей «Опоры России» «Конечно, я как бизнесмен и представитель бизнес-сообщества могу сказать, что это опять вопиющее нарушение прав. Какая-то сделка от 2014 года, которая уже давным-давно по всем базам прошла, налоговая ее приняла, и сейчас ею кто-то решил заняться. По всей видимости, она лежала в каком-то дальнем ящике, и на сегодняшний момент нужно с «Рольфом» было поработать, пообщаться или какие-то интересы чьи-то зачесть, и решили этот старый скелет достать из шкафа. Таких старых скелетов у каждого бизнесмена есть огромное количество. Если начать их все доставать, то действительно не останется никого. Наоборот, с этим нужно не путем палки и СИЗО, закрытия компании, а путем диалога, путем того, чтобы предприниматель понимал, что проще вести бизнес в белую. Что же касается того, что будет в дальнейшем, эту сделку признают фиктивной, донасчитают за нее налоги, донасчитают штрафы, и самое страшное — донасчитают пени. Представьте, какие пени за пять лет неуплаченных налогов можно насчитать».

Дело увязано со многими резонансными процессами и противоречит установкам на уровне правительства, отмечает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс:

Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей «Печально, что приходят такие новости по поводу «Рольфа». То, что у этого такой широкий резонанс, говорит о том, что в действиях правоохранительных органов было пиар-сопровождение. Все это производит впечатление, что в вертикали наметились какие-то трещины, какого-то рода последовательность во всем том, что происходит, предпринимательское сообщество никаким образом проследить не может. На Санкт-Петербургском форуме говорится одно на самом высоком уровне, спускаемся на уровень ниже — председатель Счетной палаты, председатель правительства, другие коллеги, включая, насколько я помню, главу Совфеда Валентину Матвиенко, говорят о том, что надо бы разобраться и меньше приставать к бизнесу. Тут же, после вроде бы победы разума в случае с Голуновым, происходит контратака на «Рольф». На фоне всех резонансных вещей от Захарченко через Чекалина, через Якобашвили к «Рольфу», к Петрову, к которому были и политические вопросы, когда он был в «Справедливой России», и экономические, и вроде они все закрыты — все это создает какой-то сумбур. Петров очень высоко ценился в предпринимательском сообществе».

В дилерских центрах, офисах «Рольфа» прошли обыски. Сам Петров живет с семьей в Австрии и возвращаться в Россию не планирует.