Леонид Михельсон стал самым богатым россиянином по версии американского журнала Forbes. Кроме того, 5 марта его «Новатэк» заключил сделку с Total. Французская компания купила 10% в проекте «Арктик СПГ — 2».

День 5 марта можно считать памятной датой для Леонида Михельсона. Сразу два события произошло в его жизни. По версии Forbes, он стал богатейшим россиянином с состоянием в 24 млрд долларов. На второй строчке теперь владелец НЛМК Владимир Лисин, на третьей совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов.

Все это, кстати, хорошо отражает тенденции прошлого года — больше всего разбогатели акционеры нефтегазовых и металлургических компаний. А если говорить об обедневших, то среди них попавшие под санкции Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг. Там и расставание с акциями, и заморозка активов. И вообще, стало сложнее считать, что у них теперь как бы есть, а чего у них теперь как бы нет.

Но вернемся к Михельсону. Второе событие — ожидаемая сделка «Новатэка» и Total. Французская корпорация купила 10% в проекте «Арктик СПГ — 2». Об этой знаковой сделке партнеры договорились еще на прошлом Петербургском экономическом форуме в присутствии Владимира Путина и Эммануэля Макрона.

Но были опасения, что что-то может пойти не так, особенно после того, как в законопроекте американских сенаторов появились слова о санкциях против российских проектов СПГ. Ситуацию комментирует руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Александр Пасечник руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности «Мы видим стратегические интересы Total. Она уже работает с «Новатэком» по действующему проекту «Ямал СПГ», то есть в этом смысле санкционный вопрос за скобками».

Компания «Новатэк» вела переговоры не только с французами. Во второй ямальский проект планировали вложиться китайцы, корейцы, японцы и тайцы. И как раз на стадии активной фазы переговоров появился законопроект американских сенаторов. Правда, там было сказано о производстве СПГ за пределами России, а наши компании в основном занимаются этим дома.

Но важен был сам факт, что слово «СПГ» появилось в официальном документе, причем страны, которая сама добывает, сжижает и продает газ. Это совпадение в феврале в интервью Business FM прокомментировал первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов. Он заметил, что, если иностранные партнеры откажутся от «Ямала», завод все равно построят. Просто Москва вложит в него деньги Фонда национального благосостояния, благо такой опыт уже был, сказал Силуанов.

Антон Силуанов первый вице-премьер — министр финансов Российской Федерации «Если этот законопроект реализуется в закон, не знаю, как наши иностранные партнеры по этому бизнес-проекту отреагируют. В любом случае мы этот проект, «Арктик СПГ», будем реализовывать, поскольку у нас есть ресурсы. Наш Фонд национального благосостояния в этом году превысит отметку в 7% ВВП, и мы можем, будем задействовать этот ресурс для вложения средств в этот проект. Кстати говоря, по прежним вложениям в «Ямал СПГ» идет прекрасное обслуживание вложенных средств, высокая доходность. Надежный проект».

Буквально накануне сделки стоимостью в 25,5 млрд долларов ее отказалась одобрить ФАС, выяснил «Коммерсантъ». Хотя, как заявили сами антимонопольщики, это была скорее формальность, дословное соблюдение законов, и заверили, что все у «Новатэка» и Total будет хорошо.

Конечно, теоретически еще возможен ответ из США. И в самом худшем случае Total придется повторить опыт с Ираном, откуда из-за санкций ей пришлось уйти с потерями инвестиций. Зато в прошлом году вышел на полную мощность первый ямальский проект, где французы уже работают.

Кстати, тот факт, что масштабные проекты компании Михельсона и его партнера Геннадия Тимченко успешно входят в строй, вероятно, и выдвинул бизнесменов на первые места в списке Forbes. Заодно издание напомнило, что Михельсон начинал когда-то прорабом и что большая стройка, видимо, осталась его страстью.