Мир на острие «Циркона»
«Пропаганда» и «бряцание оружием» — так на Западе отреагировали на слова Владимира Путина о нацеливании ракет на «центры принятия решений». Как заявления российского президента прокомментировала зарубежная пресса и какие фразы она обошла вниманием?
Читать на полной версииОфициально в Вашингтоне оценили заявления Владимира Путина о нацеливании ракет на «центры принятия решений» как пропаганду, нацеленную на то, чтобы избежать ответственности за нарушение Договора о ракетах средней и меньшей дальности. CNN пишет, что российский президент «хвастает ракетами», а The New York Times заявила, что в «бряцании оружием со стороны Владимира Путина нет ничего нового», но оценила его слова как «прямую угрозу в отношении Вашингтона».
Слова Путина о том, что Россия не намерена первой размещать ракеты средней и меньшей дальности в Европе, заметили только информагентства: один из аналитиков Bloomberg оценил это как «одностороннюю сдержанность». Но большинство телеканалов и интернет-изданий об этой фразе не пишут. Возможно, потому что на Западе есть подавляющее мнение, согласно которому Россия и так нарушает договор РСМД своими ракетами «Новатор».
Отсутствие эмоций по поводу этих слов Путина комментирует председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:
В своем послании Федеральному собранию Путин особенно выделил «Циркон» — российское гиперзвуковое оружие: ни у кого в мире нет систем, способных работать по таким ракетам, из-за ее скорости. Уже после речи президента российские информагентства продолжают приводить мнения экспертов: «Цирконы» с кораблей и подлодок ВМФ гарантированно поразят цели за пять минут с расстояния 500 километров от берега, и может быть выпущено 40 «Цирконов» по военным центрам США, которые будут гарантированно поражены. Собственно, эта же картина описывалась и в речи президента.
NYT предположила, что агрессивный тон Путина как минимум частично был направлен на то, чтобы уговорить Вашингтон не выходить из соглашения об РСМД. Но вряд ли это так, комментирует руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов:
Но, как высказался политолог Федор Лукьянов, вероятно, слова российского президента о нацеливании на «центры принятия решений» были сознательно резкими и должны были обозначить, что Россия осознает: система договоров заканчивается, и дальше все действуют уже исходя из своих представлений.