Обновлено в 18:59

Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на пленарном заседании Гайдаровского форума, указал на проблему избыточной нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов на российский бизнес. По его словам, задачу можно решить с помощью механизма «регуляторной гильотины».

Ранее вопрос о сокращении устаревших требований к бизнесу неоднократно поднимался предпринимателями, в частности на прошедшей в конце декабря встрече крупного бизнеса с президентом Владимиром Путиным. В опросе Business FM, проведенном перед беседой, он был ключевым.

Дмитрий Медведев председатель правительства РФ «До сих пор количество так называемых обязательных требований, которые у нас предъявляются к бизнесу при проверках, действительно необоснованно завышено. Только установленных нормативных актов более 9 тысяч. Многие создавались еще в советские времена и устарели не только морально, но и технологически. Некоторые из них выглядят просто забавно, если бы они не содержали в себе такой ограничивающий потенциал, не создавали риски. Я смотрел, например, в сфере санитарно-эпидемиологического регулирования есть требования, они сохраняются, к организациям общественного питания по проверке высоты смеси яиц при приготовлении омлета. Причем это дословно звучит таким образом: при приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5-3 сантиметра, ставят в жарочный шкаф температурой 180-200 градусов на 8-10 минут. Иначе жарить нельзя, пометьте себе, если кто-нибудь планирует заняться этим видом деятельности. Таких абсурдных, казалось бы, уже странных требований предостаточно. Надо просто что-то с этим делать. Если мы хотим решить задачу экономического рывка, мы должны снизить нагрузку на предпринимателей, пересмотреть систему требований. Прежде всего, в таких наиболее зарегулированных секторах, как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария. Тот же самый санитарно-эпидемиологический надзор, о котором я только что говорил. Эта задача может быть решена с помощью механизма так называемой регуляторной гильотины. В чем она заключается? Все ранее действующие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований. В соответствии с таким механизмом к 1 февраля 2020 года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий».

Бизнес устал слушать обещания и ждет, когда от слов перейдут к делу, но вряд ли это произойдет в ближайшее время, считает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс:

Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей «Лично я не жду никаких изменений, потому что об этом говорится 18 лет, с момента прибытия на пост президента Владимира Владимировича Путина. Действительно, поначалу так называемые реформы Грефа и других коллег впечатляли, затем началось огосударствление многих секторов под воздействием целого ряда обстоятельств, которые не зависели ни от правительства, ни от президента. В настоящий момент каждый год на различных форумах говорится о регулятивной нагрузке, которую уже просто невозможно выдерживать, но при этом ничего не происходит. Сейчас, в момент огосударствления целого ряда секторов ввиду санкций и бегства целого ряда капитала ввиду тех же причин, я не ожидаю снижения контрольных нагрузок. Постоянно происходит что-нибудь по косметической переналадке: снижение одних нагрузок, улучшение других регулятивных практик, но это пока косметика».

Российский бизнес скептически относится к очередным обещаниям властей. Такую картину показала опрос, проведенный Business FM. Ресторатор, владелец сети ресторанов Мясо & Рыба, директор агентства «РестКонсалт» Сергей Миронов отмечает коррупцию контроль-надзорных органов:

Сергей Миронов владелец сети ресторанов Мясо & Рыба, директор агентства «РестКонсалт» «Девять тысяч этих актов — только верхушка айсберга, все гораздо хуже и глубже. Общее количество норм, действующих на бизнесмена, в том числе на бизнесмена, который работает в общественном питании, составляет два миллиона. Эти нормы были с советского времени, их добавили в перестроечное время. Сейчас новые требования, но старые никто не отменил. Зачастую они просто противоречат друг другу, но обязательны для исполнения. Поверьте, омлет — мелочь. На сегодняшний день практически любой ресторан можно закрыть на основании существующих норм. Даже, допустим, температура воды, которая льется из крана. Соответственно, орган, который приходит, понимает, что это не исполняется, на свое усмотрение закрывает на это глаза. Может и не закрыть на это глаза. Соответственно, это создает огромную возможность для коррупции, что везде и происходит. Проверяющие люди в этом крайне не заинтересованы».

Председатель совета директоров группы компаний «Обухов» Дмитрий Амелин уверен, что дальше разговоров предложение премьера не пойдет:

Дмитрий Амелин председатель совета директоров группы компаний «Обухов» «Я больше чем уверен, что так все на разговорах и останется. Нужно, чтобы Владимир Владимирович открыл какой-нибудь свой бизнес, а дядя Дима — магазинчик. Тогда, поработав годик-другой, можно ждать конкретных изменений. Иначе это видится сверху, потом все катится вниз, глобальные какие-то решения дополняются, дорабатываются, изменяются и так далее. Справедливости ради надо сказать, что если сравнивать условия малого бизнеса у нас в стране с аналогичными условиями в Европе, мы на три-четыре головы проще и комфортнее. Надо бы эту вещь тоже не забывать, иначе все получается как-то однобоко. На сегодняшний день весь мир плавно в этом тонет. Если говорить об омлете, то такое мы имеем, на самом деле, не от нашего государства, а от наших партнеров-производителей, в данном случае от Volvo. Там тоже дело доходит до маразма. Начинают говорить, что это неудобно, это не работает. Мировой бизнес покрывает всеобъемлющий армейский маразм. Как в армии: пускай и безобразно, главное — однообразно».

Самая опасная вещь для бизнеса — это постоянно меняющиеся правила, говорит глава «НДВ Групп» Александр Хрусталев:

Александр Хрусталёв глава компании «НДВ-Недвижимость» «Во время Гайдаровского форума надо показать свое хорошее отношение к бизнесу. Когда у нас День детей, все рассказывают, как любят детей. Мне кажется, пока это просто к слову было сказано на форуме, надо было что-то сказать. Второй момент: конечно, слишком много противоречащих и избыточных законодательных актов. Самая главная и опасная вещь для бизнеса — это постоянно меняющиеся правила. Об этом пока много говорится, но ничего не делается. Пока ставлю 70%, что ничего не изменится, после Гайдаровского форума будет какой-нибудь другой форум, на нем скажут про другие приоритеты. Пока наше правительство, при всем уважении, непоследовательно, разгрузка бизнеса не происходит. Вместо этого у нас повысился на 2% НДС. Вот что делает государство. Самый главный бич нашей страны — бесконечные проверки фискальных органов. Пускай они ищут преступников, а не бизнес кошмарят».

Сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес услуг YouDo.com Денис Кутергин считает, что государство должно, наконец, услышать представителей бизнеса:

Денис Кутергин сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com «Буквально на прошлой неделе мне на подпись принесли 450 листов по кадровому делопроизводству. В какой-то момент у меня реально затекла рука. Всегда обидно, когда огромное количество бумаг, которое с точки зрения эффективности ни бизнесу, ни государству не создают больше прозрачности. Я до сих пор не очень понимаю, почему у нас такой сакральный смысл имеет синяя печать на многих бумагах. Не дай бог, на какой-то страничке это будет пропущено, это может грозить серьезными санкциями при проверке огромного количества органов, начиная от налоговой и заканчивая трудовыми инспекциями, пожарными и так далее. Так что я сторонник начинать с малого, хотя бы не с отмены каких-то процедур, а просто с их упрощения. Мне кажется единственное, что может сделать государство, это услышать предпринимателей».

По словам министра финансов Антона Силуанова, оптимизация надзорного законодательства сократит требования к бизнесу вдвое. «Это серьезный шаг на пути к тому, чтобы сделать реновацию в мышлении предпринимателей. Это очень важное решение, будем им заниматься. Надеюсь, что половина требований сократится», — сказал он.