Соловей: «По каким-то собственным причинам Сокуров попал в число мишеней для силовиков»
«Дела Сокурова» не будет. Как заявили в полиции, состава преступления нет. Ранее сообщалось, что в некоммерческом фонде «Пример интонации», который учредил Сокуров, проводится проверка
Читать на полной версииОбновлено в 13:07
Полиция Петербурга сообщила, что не выявила нарушений в фонде Александра Сокурова «Пример интонации». Уголовное дело возбуждаться не будет «в связи с отсутствием состава преступления».
Перед этим за режиссера публично заступился врио губернатора Петербурга Александр Беглов — он попросил проверить, нет ли провокации в отношении Сокурова. Все обратили внимание на то, что это почти небывалый случай заступничества для современной России.
Как отмечает «Фонтанка», новости о проверках в фонде Сокурова совпали с прилетом в город президента Владимира Путина. Якобы с этим и было связано внезапное заявление Беглова о провокации против Сокурова.
В соцсетях обсуждается и другая версия: якобы обыски у режиссера инициированы кем-то, кто пытается спровоцировать президента на гнев в адрес силовиков. Комментирует директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин:
Как сообщил сам Сокуров, проверка финансовой деятельности фонда связана с доносом от бывшего сотрудника, который занял деньги у фонда и у режиссера. По словам собеседников «Фонтанки», «этот человек работал у Александра Николаевича и в один прекрасный момент позаимствовал деньги у него». «А когда ему предъявили претензии, стал разбрызгивать таким образом гной. По всей видимости, где-то достучался, и это сработало», — приводит цитату издание. Этот человек якобы утверждал, что руководство фонда проворачивает незаконные финансовые схемы с бюджетными средствами.
Проверки в фонде Сокурова комментирует политолог Валерий Соловей:
По данным «Фонтанки», о новостях проинформировали находящегося в Петербурге президента. Он с отрицательной эмоцией воспринял негативный фон вокруг Сокурова и распорядился, чтобы Беглов разобрался в нюансах.
Вот что о реакции президента сказал журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:
— Был ли проинформирован президент об этом, в курсе ли он этой ситуации, возникшей вокруг фонда Сокурова?
— Да, был.
— Можно узнать реакцию президента на эту информацию?
— Он принял к сведению.
— Сокуров утверждает, что его телефон прослушивала ФСБ, Кремлю что-то известно об этом?
— Нет, мы не знаем, естественно, о том, что делают различные специальные службы, в том числе ФСБ, в плане своей оперативной работы — это не прерогатива администрации президента. Но, насколько я понимаю, сейчас уже каких-либо обоснованных претензий к фонду Сокурова не существует, и об этом было заявлено.
Удалось ли Александру Беглову таким образом заручиться доверием питерской интеллигенции? Отвечает петербургский краевед, писатель и журналист Лев Лурье:
— Положение Беглова непростое, он пришел в город с несколькими высказываниями в духе борьбы с... не знаю, Аленом Даллесом, тайным промыванием мозгов молодежи с помощью иностранных разведок. Не все одобрили его решение о проведении парада в день снятия блокады, освобождения Ленинграда. Совершенно непонятно его политическое лицо, его экономическая программа, поэтому, да, ему необходимо заручаться какими-то симпатиями со стороны интеллигенции.
— Но ему это удастся?
— Вы знаете, одновременно было запрещено Комитетом по архитектуре установление табличек последнего адреса например. Был освещен еще один передел Исаакиевского собора, и идет передача Исаакиевского собора в руки РПЦ. Поэтому сигналы, которые подает Беглов, крайне противоречивы, там нет чего-то определенного. Это, что называется, и вашим и нашим. Думаю, что пока что это какофония вместо музыки.
Александр Сокуров — один из немногих российских режиссеров, известных на Западе. Его фильмы более 20 раз одерживали победы на мировых кинофестивалях, а в 95-м Европейская киноакадемия внесла его в сотню лучших режиссеров мирового кино.