СМИ: компаниям Олега Дерипаски будут помогать всего год. Много это или мало?
Идею дать преференции «Русским машинам» раскритиковала ФАС. К антимонопольщикам присоединился глава Минэка — помощь не должна мешать конкуренции. Нужна ли действительно помощь активам Дерипаски?
Читать на полной версии«Русским машинам» Олега Дерипаски будут помогать всего год. Об этом со ссылкой на источники в Минпромторге сообщил «Коммерсантъ». Ранее стало известно, что министерство хочет предоставить машиностроительным концернам бизнесмена бессрочные преференции при госзакупках. Нужна ли помощь этим активам Дерипаски?
Весной под санкции попал не только «Русал», но и «Русские машины», куда входит группа «ГАЗ». Но потом США ослабили ограничения. Партнерам и «Русала», и ГАЗа можно продолжать с ними отношения. Но если для алюминиевого производства это большой вздох облегчения, то для «Русских машин» просто хорошо. Потому что особо плохо и не было.
Группа «ГАЗ», конечно, зависит от импортных комплектующих, но их снова можно поставлять. У нее большие планы на экспорт, чтобы на него приходилась половина выручки. Но: а) сейчас гораздо меньше; б) основной экспорт приходится на страны СНГ, а им американские санкции вовсе не помеха, чтобы покупать «Газели» и ЛиАЗы. Конечно, потери есть, без них никак. Но разве это повод, чтобы предоставлять преференции при госзакупках? Тем более что ГАЗ и так сильнейший игрок на внутреннем рынке. Продолжает гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «На локальном рынке у группы «ГАЗ» позиции в большинстве сегментов достаточно хорошие, ее продукция является востребованной, ремонтопригодной, поэтому и без запуска мер по государственной поддержке компании, я думаю, в структуре закупок муниципальными властями и другими государственными структурами на продукцию группы «ГАЗ» приходилась достаточно большая доля».
Когда стало известно, что «Русским машинам» могут дать преференции, эту идею раскритиковала ФАС. К ней присоединился министр экономического развития Максим Орешкин, заметив, что помощь не должна мешать конкуренции. ГАЗ хоть и гигант, но он не единственный, кто выпускает в России коммерческий транспорт. Есть еще УАЗ, КамАЗ, Ford, Volkswagen и другие производители. Они не стали комментировать. Но предположу, что предложение Минпромторга их не обрадовало. И даже если преференции будут действовать всего год, ничего хорошего конкуренции это не принесет.
Кстати, автопроизводителям предложили заплатить и за помощь «Русалу». Минпромторг поддержал идею Олеги Дерипаски, чтобы в российском автомобилестроении больше использовали алюминий. Автопрому это не понравилось. А тут санкции смягчили, и, вероятно, в правительстве позицию поменяли, говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин:
Как выяснил «Коммерсантъ», недовольный бизнес пожаловался на радикальное спасение Дерипаске вице-премьеру Дмитрию Козаку. И тот поручил Минпромторгу пересмотреть свой подход. Обсуждать это будут в Сочи 29 сентября. Есть хороший повод встретиться и поговорить — там пройдет российский этап «Формулы-1». Там Минпромторг и поговорит с автоконцернами и, возможно, попросит, чтобы они не жаловались вице-премьеру на Олега Дерипаску, рассказали источники.
Забавно, что похожее происходит и в США. Там бенефициаром санкций стал производитель алюминия Alcoa. Пострадали автоконцерны, которые покупали российский металл. В России бенефициарами господдержки станут компании Дерипаски, а пострадать от помощи государства могут тоже автоконцерны.