«Русал» и Минфин США ведут «продуктивную дискуссию»
Глава министерства Стивен Мнучин снова прокомментировал возможное снятие санкций с российской компании. Впрочем, ответов на главные вопросы по-прежнему нет
Читать на полной версииВся ситуация вокруг «Русала» — это два основных вопроса. Первый: вроде бы США готовы снять санкции с компаний Олега Дерипаски, и министр финансов Стивен Мнучин сказал об этом второй раз за неделю. Но пойдет ли сам бизнесмен на то, чтобы выполнить главное условие — утрату контроля в «Русале»?
Там сложная схема. Дерипаска владеет алюминиевой компанией через свою En+, где у него около 70%. Самой En+ в «Русале» принадлежит меньше 50%, но есть акционерное соглашение, в котором прописано, что именно En+ является контролирующим акционером. СМИ писали, что Дерипаска готов разорвать это соглашение. Но поверит ли американский Минфин в то, что бизнесмен в реальности потеряет влияние в «Русале»? Тем более что основное производство находится в России.
Дерипаска закален в алюминиевых войнах и к своему трону шел сложным путем. Наверное, вопрос о доверии к предпринимателю, скорее, стоит задать американскому министру финансов, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:
Другой аспект этого же вопроса: допустим, США снимут санкции с «Русала» и En+. США ведь не хотели наказывать компании — целью был сам Дерипаска, чтобы он изменил свое поведение. Но разве он его изменил так, как хотел Вашингтон? Разве стал он тем, кого в России могли бы назвать предателем? Нет. Значит, с него лично санкции могут и не снять. И тогда ему нет смысла соглашаться на этот план, объясняет директор группы корпоративных рейтингов агентства АКРА Максим Худалов:
Максим Худалов директор группы корпоративных рейтингов агентства АКРА «Пока акционер остается в списке SDN (Specially Designated Nationals List, список граждан особых категорий и запрещенных лиц — Business FM), он не может получать дивиденды от собственно этой компании. Поэтому пока этот вопрос не найдет какого-либо прояснения, наверное, говорить о том, что акционера «Русала» устроит предложенный вариант, рановато».
Второй ключевой вопрос: а согласится ли Кремль на план, который придумал глава совета директоров En+ лорд Грегори Баркер? Там сказано, что Дерипаска передаст активы в управление структуре, которую одобрит американский Минфин, и, скорее всего, это будет иностранная компания.
Если вспомнить историю, то когда-то Михаил Ходорковский хотел продать блокпакет ЮКОСа американской ExxonMobil — той самой, что когда-то выделилась из Standard Oil господина Рокфеллера. И есть версия о том, что именно эта несостоявшаяся сделка и стала причиной бед Михаила Борисовича. А теперь долю в «Русале» могут отдать компании, которую назначит Вашингтон. И как поступит Кремль?
Об этом можно судить и по тому, что власти подготовили план помощи «Русалу», который пока не задействовали — но и не отменили. Если санкции снимут, то он, по идее, не понадобится, разве что власти захотят сделать Дерипаске царский подарок и обеспечат ему рост продаж алюминия на внутреннем рынке.
Но вероятнее всего, решение примут после того, как договорятся с США. Или не договорятся. Гендиректор инвестпартнерства «Ван Дер Блэк» Станислав Машагин оптимистичен:
Санкции против «Русала» навредили бизнесу США. Американская Alcoa, один из самых крупных производителей алюминия в мире, конечно, выиграла, но клиенты «Русала» — а это и Boeing, и Ford — проиграли, лишились старого поставщика. А главное, цены на алюминий из-за санкций резко выросли.
Это должно сыграть в пользу «Русала». Но недаром как-то сам Дерипаска говорил, что санкции с России не снимут никогда. Окончательное решение примет вовсе не американский Минфин, которому понравился план: он лишь может убедиться в том, что Дерипаска выполнил его требования. Но это должно пройти через конгресс, а у него и Стивена Мнучина могут быть разные мнения. И тогда все — спасибо, что попытались, но до свидания.