Бизнес возмутился законом о санкциях — и в Думе прислушались?
Деловое сообщество считает категорически недопустимым наказание за исполнение западных санкций. Вячеслав Володин не исключил, что Дума может объявить о доработке проекта
Читать на полной версииВ Госдуме ответили на просьбу Business FM разъяснить действие закона об уголовном наказании за исполнение западных санкций в России. Законопроект уже приняли в первом чтении, на 17 мая было намечено решающее второе. Правда, по словам спикера Думы Вячеслава Володина, рассмотрение документа могут отложить, чтобы посоветоваться с бизнесом.
В деловом сообществе наконец-то отреагировали на спорный проект. Его принятие бизнес назвал недопустимым. Если депутаты отложат второе чтение или вообще законопроект, то останется только один вопрос: что это было? Впрочем, в Думе еще не решили, поэтому пока вопрос другой: может, мы чего-то не понимаем?
Из текста документа понятно только одно: если кто-то не хочет сотрудничать с лицами или компаниями, попавшими под санкции, его за это могут посадить на четыре года. Из жизни понятно другое: если кто-то не откажется от этого сотрудничества, американцы могут ввести вторичные санкции, и это ударит по экономике куда сильнее, чем то, что уже есть. Блокировка средств компаний, разорванные контракты, изоляция от мирового рынка.
До 16 мая бизнес молчал. За день до второго чтения — проснулся. Принимать документ в таком виде недопустимо, заявил Андрей Костин. Довольно резко на своем официальном сайте осудил законопроект Российский союз промышленников и предпринимателей. Своим мнением с Business FM поделился вице-президент РСПП Игорь Юргенс:
В парламенте, правда, попытались успокоить. Банки, которые не стали работать в Крыму, наказывать не будут, заявил единоросс Андрей Исаев. А вот такие личности, как Владимир Кара-Мурза — младший, могут попасть под уголовное преследование, конкретизировал депутат. До этого Исаев говорил, что если банк откажется вести дела с тем, кто попал под санкции, то банкиров накажут.
Интересно, что кроме Исаева больше почти никто этот законопроект в парламенте не комментирует. Складывается ощущение, что если его примут, то именно Андрей Константинович и будет решать, к кому применять закон, а к кому нет, потому что все, что он наговорил, в законе пока не прописано.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко тоже нашла успокаивающие слова. Ко второму чтению документ доработают. И действительно, депутаты предложили шесть поправок, среди которых — ввести понятие «пособничество санкциям» и увеличить срок до 20 лет тюрьмы. Хорошо, что хотя бы эти дополнения отклонили. Об этом радиостанции рассказал член комитета Думы по госстроительству и законодательству Виктор Пинский. На просьбу продюсера Business FM Дарьи Горшковой объяснить применение закона он ответил: давайте сначала его примем:
— Согласно предложенной концепции, как будет определяться виновность человека, компании и так далее?
— Уже поздно, все обсудили, зачем сейчас это обсуждать?
— Вы обсудили, но непонятно...
— Вы с авторами проекта можете на эту тему поговорить.
— Они совершенно недоступны для комментариев.
— Давайте, когда мы примем закон, тогда будем разговаривать о нем. Когда мы принимали концепцию этого проекта закона, мы уже обсуждали его до пленарного заседания и в ходе пленарного заседания, и сейчас все заново, это уже неинтересно.
Отреагировала Ассоциация европейского бизнеса, назвав законопроект ударом по деловому климату России. Европейцы сейчас и так в непростых условиях — они боятся вторичных санкций. Но Госдума как будто решила познакомить их с русской пословицей о жизни, которая не должна казаться медом.
Выступил против закона Виктор Вексельберг. Он проголосовал за позицию РСПП, рассказал Андрей Костин. Это против владельца «Реновы» ввели санкции — его компании стали токсичными для партнеров. Но Вексельберг просит Думу не наказывать их.
Парламент словно ждал, что все будут хором уговаривать его не принимать этот закон. Со слов Володина, второе чтение могут отложить для дополнительных консультаций. Но могут не отложить и принять. Последствия для российских компаний в таком случае непредсказуемые. Кстати, американцы, вводя санкции, именно этого и добивались. В связи с этим последний вопрос: так кого первого нужно наказать за исполнение иностранных санкций?