Бизнесменам припомнили все: каковы последствия новых санкций?
США ввели новые санкции против России. В список попали семеро отечественных бизнесменов, в том числе Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Сулейман Керимов, Владимир Богданов, а также подконтрольные им компании, включая «Русал», группу ГАЗ, агрохолдинг «Кубань» Дерипаски, группу компаний «Ренова» Вексельберга
Читать на полной версииВ пятницу, 6 апреля, американский Минфин преступил важную черту. Впервые санкции затронули сферу частного бизнеса. Ротенберги, Ковальчуки, Тимченко, Михельсон — против них вводили санкции из-за близости к Кремлю. Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг, хоть и встроены в систему, как и все крупные бизнесмены, но они равноудалены от власти.
Обвинение, что эти люди богатели за счет российского народа в период правления Путина, нелепо. По крайней мере, вторая его часть: они заработали капиталы еще до прихода к власти действующего президента. Странными выглядят и обоснования. Например, Вексельбергу припомнили дело «Т-Плюс» о подкупе чиновников в Коми. Оно и в России выглядит абсурдным, а уж США от этого совсем далеки. Керимов, который как отметил американский Минфин, не заплатил налоги во Франции. Еще из непонятного — появление в списке граждан Мексики и Венесуэлы, один из которых возглавляет наркокартель. Разве что Штаты хотели таким образом обозначить статус российских фигурантов. Главное все же в другом, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:
То, что одним из первых в список попадет Дерипаска, ожидали многие. Он один из главных героев расследования о вмешательстве Москвы в выборы президента США. Бизнесмену сейчас досталось больше всех. К примеру, в перечне указана лишь материнская компания Вексельберга «Ренова». У Дерипаски же под санкции попали его основные предприятия, которые ведут реальный производственный бизнес: «Русал», «Евросибэнерго», агрохолдинг «Кубань», группа ГАЗ.
Вексельберг, если встать на место американских чиновников, тоже вполне достоин одним из первых попасть под санкции. У бизнесмена в США живет сын и занимается там бизнесом. Сам Вексельберг в свое время получил премию американского Центра Вудро Вильсона. Он — глава фонда «Сколково», значит удар по нему — это и удар по российским технологическим стартапам. Наконец, он один из акционеров «Русала». Недавно в компании заявляли, что на США приходится 10% поставок алюминия. Вот какое мнение высказал генеральный директор фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:
Есть пример Леонида Михельсона: и он лично, и его НОВАТЭК уже давно под санкциями, но это не мешает компании продавать сжиженный природный газ в США. Он идет туда через третьи руки. Ставшая знаменитой январская поставка шла так: сначала газ купила Малайзия, затем он ушел в Великобританию, там его забрали французы и отвезли в Бостон. Формально СПГ уже не был российским, но молекулы — с ямальского проекта НОВАТЭК.
Возможно, подобные схемы будут использовать и ныне попавшие под санкции бизнесмены и их компании, но достигнут ли санкции цели, которую называют главной: сделать так, чтобы крупный бизнес повлиял на российскую власть? В Кремле пояснили, что в России нет «олигархов», но не зря же американцы используют именно это слово. Вот как прокомментировал введение санкций президент РСПП Александр Шохин.
У Дерипаски, судя по открытым данным, нет бизнеса в США. Значит, заморозка активов там ему не грозит. Кроме того, все предприниматели активно готовились, и вряд ли у кого-то остались счета в американских банках. Но у «Русала», например, есть бизнес в Европе. Штаты декларируют: с теми, кто попал под санкции нельзя вести дел американцам, но и все остальные тоже рискуют быть наказаны. Вашингтон в таких случаях обычно поступает избирательно.
Все же дамоклов меч теперь висит над всеми партнерами бизнесменов. Крайнюю меру — заморозку долларовых счетов — США пока применять не стали, но уже понятно, что все только начинается.