Совладельцев группы «Сумма» могли посадить в «кремлевский централ»
Туда часто отправляют фигурантов громких уголовных дел, например, в этом изоляторе сидел глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. Почему именно арест, а не другая мера пресечения избрана для братьев Магомедовых?
Читать на полной версииОбновлено в 18:30
Арестованы совладельцы группы «Сумма» братья Магомедовы. В субботу, 31 марта, Тверской суд Москвы по ходатайству следствия заключил под стражу миллиардера Зиявудина Магомедова и его брата Магомеда. Оба арестованы до 30 мая, несмотря на то, что суду предлагался небывалый по размеру залог в 2,5 млрд рублей — он равен той сумме хищения, которое вменяется братьям.
Бизнесменам предъявлены обвинения по трем тяжким статьям Уголовного кодекса: организация преступного сообщества, мошенничество и растрата.
Как сообщил следователь в суде, группа «Сумма» похитила из федерального и регионального бюджетов более 2 млрд рублей, которые находятся на зарубежных счетах. Также стало известно, что в день задержания Зиявудин Магомедов планировал уехать в Майами.
Сам он свою вину отрицает. Заявил, что инвестировал из собственных денег в Объединенную зерновую компанию 6 млрд рублей, еще 9 млрд рублей — в строительно-инжиниринговый комплекс и что «странно воровать у самого себя».
Зиявудин Магомедов совладелец группы «Сумма» «Все предъявленные обвинения не выдерживают критики с точки зрения здравой логики. То, что касается инженерно-строительного блока: только за последние два с половиной года я лично из своих денег — и это могут подтвердить банки, в том числе Внешторгбанк — перевел порядка 9 млрд рублей на поддержание и функционирование инжинирингового комплекса. Мне самому у себя что-то воровать, наверное, бессмысленно. Да, я горд тем, что я делаю для восстановления исторического культурного наследия России. Я восстанавливал собор, я восстановил Ферапонтов монастырь, фрески Дионисия. Я построил музей в Дербенте. Я восстановил Большой театр и много чего другого, я сейчас не об этом хочу сказать. Я хочу сказать о том, что я хочу и дальше этим заниматься. Если следствие полагает, что какими-то действиями нанесен какой-то умозрительный ущерб, я готов собрать эти деньги в качестве залога, если это будет необходимо, чтобы ни у кого не было ощущения, что я куда-то улечу и не прилечу. Да, я собирался улететь сегодня, это правда. Со своей семьей, с последующим выездом на операцию, и вернуться ровно через неделю. Но, по-моему, я никаким своим присутствием в Москве или у себя дома никакого вреда не нанесу, только пользу. Я хочу закрыть все эти проблемные вопросы, я хочу заниматься другими проектами. Реализовывать большой проект на юге: зерновой, большой проект на Дальнем Востоке — зерновой».
Зиявудин Магомедов неожиданно заявил, что неоднократно обращался в полицию и ФСБ в связи с хищением активов Объединенной зерновой компании, но безрезультатно. (Это государственный зерновой оператор и агент по проведению государственных закупочных и товарных интервенций. Группе «Сумма» в ОЗК принадлежит 50% минус одна акция. — Business FM) И в целом в суде ни следствие, ни судья не представили картины хищения, в котором обвиняют Магомедовых, не прозвучал ни один из вменяемых им эпизодов, рассказала судебный обозреватель Business FM Мария Локотецкая:
— Особой ясности слушание не внесло. Стало известно лишь, что речь идет о шести эпизодах мошенничества и одном — растрате, которые были совершены в составе преступного сообщества, организованного, по мнению следствия, главой группы компаний «Сумма» Зиявудином Магомедовым и его братом Магомедом Магомедовым. В ходатайстве Следственного департамента упоминалось, что в деле фигурируют множество физических и юридических лиц, действовавших в российских регионах и за рубежом, а сам фигурант на слушании упомянул Объединенную зерновую компанию. Он заявил, что он неоднократно обращался в полицию и в ФСБ в связи с хищениями ее активов, и упомянул неких граждан Украины, которые к этому причастны. Имен он не назвал и посетовал, что никто их ловить не стал.
— Как вы поняли, в чем необходимость ареста Магомедова? Как судья обосновала то, что бизнесмен, проходящий по экономическим статьям, отправился под арест, а не под залог или под домашний арест?
— На заседании суда защитники действительно апеллировали к тому, что их клиенту инкриминируются экономические обвинения, он не должен сидеть в СИЗО, его следует отправить под домашний арест или, по крайней мере, выпустить под залог. Была предложена рекордная сумма — 2,5 млрд, но суд согласился с доводами следствия о том, что у подозреваемого есть возможность скрыться или помешать расследованию. В суде представитель Следственного департамента МВД апеллировал к тому, что у миллиардера имеется частный самолет, на котором он накануне задержания, 31 марта, должен был лететь в Майами. Также у Магомедова имеются обширные связи в криминальной среде и политических кругах, которые он может использовать, чтобы развалить дело. И, кроме того, следователь Николай Будило отмечал, что на свидетелей по делу уже оказывалось давление. Он сказал, что большинство из них — это подчиненные Зиявудина Магомедова, работники компаний, входящих в холдинг «Сумма». Следователь сказал, что на протяжении полугода их пытались допросить, и когда они ходили на допросы с корпоративными юристами, то не давали никаких показаний на руководство, а когда же у них появились собственные, независимые адвокаты, то они признались, что раньше боялись, и заговорили. Вот такие основания следствие приводило в пользу ареста, и суд их принял полностью.
— Магомедовы — это обвиняемые или подозреваемые?
— Магомедов в настоящее время является подозреваемым. По закону в течение десяти дней ему должны предъявить официальное обвинение, и тогда же станет понятно, что именно, какие эпизоды ему инкриминируются. Пока же создается впечатление, что их не понимают даже его адвокаты. Так, один из защитников Зиявудина Магомедова Александр Вершинин в суде жаловался на то, что в протоколе задержания его клиента и в протоколе допроса говорилось, что ему вменяется только одна статья — руководство преступным сообществом. А в суде при рассмотрении ходатайства о его аресте появились еще две статьи — мошенничество и растрата.
— В какое СИЗО отвезли Магомедовых, в одно или в разные?
— Знаете, пока этот вопрос неизвестен. Его защитники очень неохотно общались с журналистами. Скорее всего, это может быть специзолятор на территории «Матросской Тишины», так называемый кремлевский централ. Туда отправляют фигурантов громких уголовных дел довольно часто. Например, в этом изоляторе сидел глава ЮКОСа Михаил Ходорковский.
— Почему дело против них ведет Следственный департамент МВД, а не ФСБ и не Следственный комитет?
— Согласно закону, есть определенные категории статей УК, которые может расследовать то или иное следственное подразделение. Вот статья «мошенничество», ее как раз может расследовать как Следственный комитет, так и МВД. МВД начинало расследовать это дело в 2014 году в Калининграде, потом, как прозвучало на суде, несколько уголовных дел были объединены в уголовное производство, их передали для расследования в Следственный департамент МВД, у которого есть свое подразделение в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции. Оно заточено на расследование как раз вот таких экономических дел, экономических статей. По всей видимости, может быть, с этим связано.
Точной информации о том, что братья Магомедовы помещены в спецблок СИЗО «Матросская Тишина», пока нет. Скорее всего, это так, считает заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева:
По информации газеты «Коммерсантъ», Магомедова в том числе подозревают в хищении 752 млн рублей, которые должны были пойти на строительство стадиона «Арена Балтика» в Калининграде к чемпионату мира по футболу. Против миллиардера возбудили семь уголовных дел, объединенных в единое производство. Обыски по ним прошли в 25 регионах, включая Москву и Подмосковье.
Официальный представитель МВД Ирина Волк заявила, что дело завели по фактам хищений средств, «в том числе выделенных на строительство объектов инфраструктуры и энергоснабжения». Однако никакой конкретики не прозвучало. Назывались эпизоды, связанные с Новороссийским морским торговым портом, одним из владельцев которого является «Сумма» вместе с «Транснефтью» на паритетной основе 50,1%. В конце февраля стало известно, что группа «Сумма» продает нефтяной госкомпании свою долю в этом ключевом активе. Стороны находятся в стадии переговоров. ФАС уже удовлетворила ходатайство. Что означает такое скоропалительное задержание и арест?
Денис Саушкин управляющий партнер адвокатского бюро «ЗКС» «Естественно, любая статья УК предусматривает возможность меры пресечения в виде домашнего ареста, подписки о невыезде, залога и содержания под стражей. Но в случае с Магомедовыми впечатление, что это мера именно принуждения к тем или иным действиям. Мы можем вспомнить Евтушенкова, у которого избирали домашний арест, и результат с «Башнефтью» всем известен. Совершенно не исключаю, что в данном случае арест использоваться будет для того, чтобы те или иные активы ушли. Более того, мы помним, что сейчас в стадии закрытия сделка по порту, я не исключаю, что эти вещи взаимосвязаны. Хотя, естественно, у меня точных сведений нет. Что касается Следственного департамента, то надо понимать, Следственный департамент в системе МВД как следственный орган является самым высшим следственным органом с максимальным объемом полномочий. И так как он в иерархии следственной структуры МВД занимает самый высокий уровень, то совершенно неудивительно, что занимается этим вопросом он. Те статьи, которые указаны, вмененные Магомедовым, они имеют альтернативную подследственность, и совершенно спокойно Следственный департамент полицейского направления может расследовать эти дела. Тут надо другое немножко учитывать: кто занимается оперативным сопровождением. Оперативным сопровождением в данном случае занимается ФСБ, и понятно, что большая часть решений, принимаемых по этому делу, явно не зависит от Следственного департамента».
Свое мнение по поводу стремительного ареста Магомедовых высказал вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс:
СМИ также пишут, что это удар по премьеру Дмитрию Медведеву перед формированием нового кабинета министров.
Состояние 49-летнетнего Зиявудина Магомедова оценивается почти в 1,5 млрд долларов. Он занимает 63-ю строчку списка российского Forbes. Также попал в так называемый кремлевский список США. Группа «Новороссийский морской торговый порт», основными собственниками которой являются государственная «Транснефть» и группа «Сумма» Магомедова, владеет «Ночной хоккейной лигой», где играют первые лица страны. На лед с победителями матчей выходит президент Путин, министр обороны Шойгу, миллиардеры Аркадий и Борис Ротенберги. Группа «Сумма» имеет активы в нефтегазовом секторе, портовой логистике, строительстве, телекоме и инжиниринге.