В декабре в Большом театре показали «Нуреева» Кирилла Серебренникова. Балету аплодировали бомонд и чуть ли не весь политический истеблишмент, ничего провокационного в постановке они не нашли.

Увидеть ее снова можно будет в июне 2018 года, но многие подозревают, что балет показали в первый и в последний раз. Какая судьба ждет «Нуреева»?

«Мировое событие и творческая феерия», — так оценил постановку пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Балет посмотрели Чемезов, Эрнст, Ургант. В зале были все: Абрамович, Ремчуков, Роднянский, Собчак, дамы света и полусвета. Кудрин одним из первых опубликовал фото и отзыв: жаль, что Серебренников не увидел. Пока режиссер под домашним арестом его спектаклю устраивают пятнадцатиминутную овацию.

Ольга Сутулова актриса «Это волшебно, невероятно, прекрасно. Я не знаю, какое будет общественное мнение. На премьере присутствовала публика из театров, его коллеги, очень много из правительства. Какое общественное мнение может сложиться у этой публики и как оно может повлиять, я не думаю, что как-то. К сожалению, общественное мнение складывается из спектакля, который идет на сцене несколько раз за сезон. И тогда можно было бы о чем-то говорить».

А пока говорить будут о том, что это было. Как складывается, что лояльный истеблишмент аплодирует работе опального режиссера? Не вызывает раздражения даже то, что в нынешних условиях могли назвать спорным: нежный дуэт двух мужчин. Напротив, все без исключения отмечают, что это талантливо и трогательно. Получается, Серебренникова преследуют не за творчество. Косвенно это подтверждает тот факт, что 31 декабря после боя курантов на сцену «Сказы Бажова» на Тверской выходят артисты «Гоголь-центра».

Директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает, что для Серебренникова это плохой сигнал. Львиная доля Telegram-каналов, где столь активно обсуждали балет и реакцию на спектакль, создана для формирования повестки дня властью, и ключевой тезис, скорее всего, был спущен сверху, поясняет Салин.

Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «А власть в условиях приближающихся президентских выборов и следующего за ним транзита нуждается в том, чтобы была лояльность со стороны как силовиков, так и творческой корпорации. Поэтому, есть попытка, не поколебав лояльности ни той профессиональной группы, ни другой. С одной стороны, представителям культуры демонстрировать, что вот этот вот якобы наметившийся тренд на консервативные ценности в искусстве был ложным сигналом, и власть, она вполне приемлет и либеральный тренд, который доминирует в искусстве. А с другой стороны, силовикам демонстрируют, что все-таки они не уступают в этом противостоянии творческой корпорации и могут рассчитывать на благоприятный для себя исход в «деле Серебренникова», а вот любой благоприятный для них исход — это любой обвинительный приговор».

Спектакль сняли, точнее — перенесли, летом, когда Серебренников еще был на свободе. В изложении Урина история выглядела следующим образом: балет планировался на сезон 2018-2019 годов, но слетела «Анна Каренина» Джона Ноймайера, и пришлось сдвинуть «Нуреева».Серебренников плотно работал, но премьера сложная — и балет, и драма, и массовка, и хор. На первых прогонах выяснилось, что ничего не клеится, вместе с режиссером и хореографом руководство театра приняло решение не выпускать спектакль. Сообщение о том, что премьеру сняли по звонку Мединского, Урин тогда опроверг. Все это время он был предельно корректен и лаконичен в высказываниях. А вот как он комментировал ситуацию вокруг Серебренникова в конце мая, когда в «Гоголь-центре» уже были обыски.

Владимир Урин директор Большого театра «Мы сталкиваемся с ситуацией очень серьезной и часто кидаемся на эту ситуацию, потому что я вот сегодня коллегам говорил о том, что у нас, чего греха таить, очень серьезная генетическая память по поводу того, чем часто грозят те или иные ситуации, которые складываются в нашем обществе. Когда я говорю о генетической памяти, я имею в виду в данном случае особенно тех людей, кто прожил много. Я родился при Сталине, жил при Хрущеве, потом я жил при Брежневе, потом я жил при Горбачеве и так далее. Я знаю повороты этих ситуаций и понимаю остроту реакции на это общества».

Позже Урин пойдет на последнюю премьеру Серебренникова в «Гоголь-центр», а на неделе после спектакля «Маленькие трагедии» добьется встречи, но не добьется от СК позволения для режиссера участвовать в репетициях. Продажа билетов на декабрьские показы вызвала ажиотаж, сравнимый со спросом на новогоднего «Щелкунчика». Очередь занимали с ночи, аккурат после вечернего спектакля в том же Большом:

«С десяти вечера до четырех утра мы стояли в этих барьерах. В четыре часа я съездил домой и снова вернулся сюда. А что не сделаешь ради любимой женщины? Хотелось бы самые дорогие взять — 13500 которые».

Происходящее вокруг «Нуреева» делает его не просто самым скандальным спектаклем года, а главным балетом современности. Больше того — балетом политическим, ведь он поставлен, уникальный случай, несмотря на то, что режиссер под домашним арестом. В финале музыка стихнет. Нуреев сойдет со сцены в оркестровую яму Большого и начнет дирижировать, как и было, когда незадолго до собственной смерти он взял в руки палочку в венском театре. Впечатляющую сцену можно будет увидеть еще раз. Урин обещает, что спектакль вернется в июне. И на него обязательно нужно будет идти.