Колесников: победить фейковые новости нельзя просто потому, что их не существует
«Фейковые новости» стали словом 2017 года. Об этом объявили составители словаря английского языка Collins Dictionary. По их данным, частота использования этого словосочетания с 2016 года возросла на 365%. Что оно говорит о ситуации в мире?
Читать на полной версииДаже странно, почему только в 2017-м «фейковые новости» стали словом года, ведь термин появился и расцвел еще год назад. 2017-й стал, скорее, не годом фейковых новостей, а обвинений в фейках. Дональд Трамп клеймит как производителей фейковых новостей почти всех подряд, кроме Fox. В то же время, когда пресс-секретарь самого Трампа Шон Спайсер на первой встрече с журналистами выдал ложные данные по поводу инаугурации, советник Трампа Кэллиэнн Конуэй объяснила это фразой, которая потом стала крылатой: что это было не вранье, а «альтернативные факты».
Сейчас фейковые новости и обвинения в фейках стали оружием, которое используют разные страны. В этом году информационная война достигла беспрецедентных масштабов, говорит руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов:
Одна из самых известных историй — это «Пиццагейт», когда перед выборами в США в соцсетях появилась ложная информация о кружке педофилов с участием видных членов Демократической партии, который якобы действовал в подвале одной вашингтонской пиццерии. В начале декабря в пиццерию, где, кстати, даже нет подвала, вошел мужчина и открыл стрельбу из автомата. По счастливой случайности он никого не ранил. После ему дали четыре года тюрьмы.
Полиция опровергла, что пиццерия покрывала педофилов, но теории продолжили распространяться, а заведению по-прежнему угрожают по телефону. Победить фейковые новости, наверное, невозможно, говорит спецкор газеты «Коммерсантъ», главный редактор журнала «Русский пионер» Андрей Колесников:
Андрей Колесников спецкор газеты «Коммерсантъ», главный редактор журнала «Русский пионер» «Я думаю, что не только политики устали от фейковых, то есть на самом деле не существующих, новостей. От них устали и сами журналисты, и, может быть, даже прежде всего потому, что пытаться не выдумать даже, нет, а вот еще хуже — создать новость, понимая, что там, где ты ее пытаешься создавать, ее нет и быть не может. Вот от этого, мне кажется, человек становится в какой-то момент противен уже сам себе. Но это все равно происходит. Тут надо понимать, что Дональд Трамп, создатель этого термина, имел в виду, конечно, не просто несуществующие новости, а новости, направленные лично против него. И в этом смысле ему не следовало удивляться, мне кажется. В конце концов, на войне как на войне. Но, видимо, когда он стал президентом, он решил, что сможет победить фейковые новости. Ну или, по крайней мере, побороться с ними. В действительности их победить нельзя просто потому, что их не существует. И в этом их сила и их, я бы сказал, величие».
Интересно, что тренд продолжается, в 2016 году главным словом стала «постправда» — это явление, когда не факты влияют на общественное мнение, а некая апелляция к уже устоявшемуся мнению, предрассудкам и мифам. Постправда — это путь того же Трампа к Белому дому, когда политик-харизматик пришел к власти, взывая к эмоциям, но часто вводя избирателя в заблуждение.
Пример того, как легко наткнуться на фейки, приводит BBC: если вбить в поисковик запрос «кто стал первым чернокожим президентом Америки», то ответ вовсе не будет очевиден. Google, Yahoo и Bing выдадут в первых строках ссылки на статьи про некоего Джона Хансона. Судя по другим статьям, пост президента США якобы занимали семеро афроамериканцев, в том числе Томас Джефферсон и Дуайт Эйзенхауэр. Впрочем, если провести подобный эксперимент в поисковике «Яндекса», там результат вполне однозначен.