В России пройдет новая амнистия капиталов. Как заявили в Минфине, это может случиться уже в следующем году. По словам Антона Силуанова, предложение прозвучало на недавней встрече бизнеса с президентом. Будет ли иметь успех новая амнистия?

На встрече Путина с представителями бизнесом говорили не только об амнистии капиталов. Заодно стало известно, что возвращать деньги в Россию будут с помощью специальных валютных облигаций. Об этой мере просили президента крупные предприниматели.

В деловом сообществе говорят, что эти две инициативы не связаны. Бонды — это в первую очередь не возврат денег, а защита от санкций. Амнистия, скорее, подарок к Новому году и выборам. В Минфине заявили, что в этот раз прощением, возможно, воспользуется средний бизнес.

Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей «Эффективность этой меры для меня сомнительна. Правда, в США такую амнистию в различных штатах объявляли раз по пятнадцать, и это приносило какой-то результат. А что будет здесь... Без палки не принесут, потому что, боясь палки, не несли и в 2016 году. Правоохранители, налоговики и многие другие тем не менее внимательно за этим смотрят, и, хотя амнистия, а старые грешки, по некоторым из них, не знаю, возможно, и преследуют. Тем более средний бизнес — не так много у них денег, чтобы их амнистировать».

Бизнес неохотно идет на амнистию, и так происходит во всем мире. Один из самых неудачных примеров, как ни странно, Бельгия. Возвращенцы должны были заплатить в казну небольшой налог, но власти собрали лишь 6% от того, что хотели.

В России с амнистией капиталов исторически тоже туго. У нас собирались провести ее еще в начале 1990-х годов. Но получилось лишь спустя 15 лет, и тоже неудачно. Казна получила меньше 4 млрд рублей при триллионных оборотах серого бизнеса.

Следующая попытка была в позапрошлом году, когда прощение финансовых грехов привязали к деофшоризации. Потом амнистию продлили до лета 2016 года. И все равно почти ничего не получилось. Правда, итоги засекречены, но, как писали «Ведомости», амнистией воспользовались всего две с половиной тысячи человек. Неплохо было бы еще узнать, кто эти люди: бизнесмены или чиновники, которые воспользовались возможностью легализовать побочные доходы? Почему бизнес отказался от амнистии и что может быть в этот раз?

Давид Якобашвили предприниматель «Люди испугались привести деньги и инвестировать в страну, потому что нет определенности, постоянства правил игры. Вот правила игры если будут на несколько лет совершенно постоянными, власть поручится за это, тогда, я думаю, это даст определенный стимул людям везти деньги и инвестировать в страну больше и больше. Хотя есть определенный прессинг, страх перед санкциями, может быть, создаст новый поток эмиграции денег».


Как и в прошлый раз, все будет зависеть от закона. Кого коснется амнистия — только физических лиц или юридических тоже? По каким статьям Уголовного кодекса власти простят граждан? Но главный момент, скорее, идеологический. В законе о предыдущей амнистии было железно сказано, что государство в лице налоговиков гарантирует тайну, в первую очередь от силовых структур. Но именно неверие в то, что следователи не узнают о декларантах, и стало причиной провала.

Сейчас Антон Силуанов заявил: налоговая доказала, что умеет хранить секреты. Информация не попала ни в СМИ, ни к правоохранителям. И последние не стали «шерстить». Поскольку все засекречено, то бизнесу остается поверить министру на слово или не поверить.