Арбитражный суд Челябинской области в понедельник рассмотрит жалобу АФК «Система» по иску «Роснефти». Процесс пройдет на фоне приговора Алексею Улюкаеву. «Роснефть» требовала с компании Владимира Евтушенкова 170 млрд рублей. Башкирский суд встал на сторону госкорпорации, но присудил лишь 136 млрд. «Система» платить отказалась и подала на апелляцию.

Изначально заседание суда должно было пройти 11 декабря, однако его перенесли на 18-е. А 14 декабря был вынесен приговор экс-министру экономики, который получил восемь лет строгого режима.

Оба процесса связаны косвенно — по версии следствия, Улюкаев получил взятку в 2 млн долларов от главы «Роснефти» Игоря Сечина. Но с политической точки зрения связь может быть еще более тесной. О том, как уголовный процесс может повлиять на арбитражный, рассуждает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин:

Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Это сигнал элитам, во-первых, что неприкасаемых теперь нет, за исключением очень и очень узкого круга в 10-15 человек, но такие сигналы элитам власть транслировала неоднократно на протяжении последнего года. Второй сигнал, как говорил писатель Марк Твен, «слухи о моей смерти сильно преувеличены», второй сигнал, что слухи об ослаблении позиции «Роснефти» тоже сильно преувеличены. Сейчас, думаю, основное, за чем необходимо следить, это исход судебного спора между «Роснефтью» и АФК «Системой», потому что не зря это рассмотрение апелляционной жалобы АФК по решению иска «Роснефти» было перенесено с 11-го на 18 декабря. Я думаю, в том числе и для того, чтобы арбитражные судьи поняли, какое будет предварительное решение по делу Улюкаева. Деловое сообщество, оно как раз следит больше за исходом конфликта между «Роснефтью» и АФК «Системой». Если там по решению арбитражного суда «Роснефть» выступит таким же бенефициаром, вот тогда, я думаю, реакция делового сообщества будет достаточно унылая и негативная».

«Роснефть» пытается взыскать деньги с «Системы» из-за реорганизации «Башнефти», которая в 2009-2014 годам принадлежала АФК. Впрочем, так было указано в первом иске. На прошлой неделе госкомпания подала второй иск, требуя с «Системы» дивиденды, которые она получила с «Башнефти». Сумма претензий — почти 132 млрд рублей. Кроме того, в рамках этих двух исков арестованы практически все активы АФК, включая акции МТС.

О тяжбе «Роснефти» и «Системы» в свете «дела Улюкаева» рассуждает директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов:

Григорий Добромелов директор Института прикладных политических исследований «В противостоянии АФК «Системы» и «Роснефти» принципиально мало что поменялось. Как была позиция у «Роснефти» сильная, так она и осталась. И вне зависимости от результата «дела Улюкаева», она не усилилась от этого. И это не является индикатором и показателем того, что Сечин и в деле с АФК сможет добиться результата. Скорее, само по себе дело АФК показывает, что нет у государственной системы сейчас потребности спасать АФК в противостоянии с «Роснефтью». В отличие от «дела Улюкаева», если здесь время, оно, скорее, работало на Алексея Валентиновича, чем дольше продолжался бы процесс, тем дольше он находился бы под домашним арестом, который мог быть зачтен в качестве части отбывания срока. В деле же с АФК время работает против компании, потому что чем дольше идет разбирательство, чем больше нестабильность и непонятность ситуации, тем ниже падают акции компании и тем сложнее ей поддерживать текущую операционную деятельность в условиях ареста ключевых активов. Поэтому, по сути, даже если процесс будет затягиваться, то «Роснефти» не нужно будет положительное решение по самому иску, АФК «Система» сама прекратит свое существование».

В сентябре Владимир Путин заявлял, что встречался и с Владимиром Евтушенковым, и с Игорем Сечиным и выслушал их позиции. Также президент выразил надежду на компромисс, которая пока не сбывается.