Страсти по «Нурееву» в Большом
Отмена премьеры балета в постановке Серебренникова — это политическая дальнозоркость, считает политолог Георгий Бовт. Кому мог помешать спектакль в Большом?
Читать на полной версииОбновлено 10 июня в 10:20
В понедельник Большой театр официально озвучит свою позицию об отмене мировой премьеры балета «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова. Она должна была состояться 11 июля. О том, что ее не будет, стало известно только 8 числа днем. Вместо «Нуреева» с 11 по 14 июля на сцене театра покажут балет «Дон Кихот».
Режиссер Кирилл Серебренников говорит, что это решение руководства. «Я не хочу комментировать. Это решение театра. Вот так они решили», — заявил режиссер газете «Ведомости».
Однако ранее на YouTube появилось видео, где директор Большого театра Владимир Урин рассказал, что причиной переноса премьеры стала плохая готовность спектакля. Глава театра уточнил, что премьера переносится на будущий сезон — 2018/2019. Также глава организации уточнил, что решение это было принято совместно с Серебренниковым. Позже видео удалили:
Худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников проходит свидетелем по делу о хищениях бюджетных средств, выделенных проекту «Платформа», созданного для продвижения современного искусства. По данным СК, речь идет о 200 млн рублей. Многие будут связывать отмену балета именно с этим, сказал в интервью Business FM экс-министр культуры, театральный критик Михаил Швыдкой, но сам он считает иначе.
В конце мая директор Большого театра Владимир Урин написал письмо президенту, в котором подчеркивал, что Серебренников — художник, человек, не отвечающий, с его точки зрения, за финансовую составляющую.
Тогда же вышла телепрограмма «Агора» экс-министра культуры и журналиста Михаила Швыдкого на канале «Культура», которая была посвящена обыскам у Серебренникова и в театре «Гоголь-центр». И Владимир Урин высказал в ней свою позицию
Владимир Урин директор Большого театра «Мы прекрасно помним и знаем, как закрывались спектакли и как государство таким образом или иным относилось к тому, что происходит в сфере искусств. И, конечно, реакция, с моей точки зрения, в определенной степени вызвана еще и этим. Это ощущение опасности. Нам кажется, в этом есть опасность. Средства массовой информации пишут о хищении 200 млн. Причем, это так и сформулировано. Пишется, что 200 млн украли. Я сразу задаю вопрос: если 200 млн украдены, то каким образом появились «Отморозки», а каким образом появился «Сон в летнюю ночь», каким образом появились все те проекты, которые ведь были осуществлены?»
Над созданием балета «Нуреев» работали композитор Илья Демуцкий, автор либретто, режиссер и сценограф Кирилл Серебренников и хореограф Юрий Посохов. Сюжет посвящен Рудольфу Нурееву, он работал в труппе театра оперы и балета имени Кирова — это нынешний Мариинский театр. В 1961 году танцор решил не возвращаться в СССР с гастролей в Париже, став одним из первых артистов, эмигрировавших из страны.
Как рассказал «Ведомостям» один из сотрудников театра, в спектакле немало словесного текста, в котором звучит специфичная для Нуреева брань на английском языке. Имеются танцы трансвеститов, а центральной линией сюжета являются лирические отношения Нуреева и датского танцовщика Эрика Бруна.
Отмена премьеры — это политическая дальнозоркость, считает политолог Герогий Бовт.
Отмена спектакля — это либо давление сверху, либо включение самоцензуры, считает политолог, публицист Леонид Радзиховский.
В XX веке в истории Большого было всего два прецедента, когда отменяли спектакль перед премьерой. В 1969 году тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой не понравилось «Лебединое озеро», потому что оно плохо кончается. Она его сняла до премьеры. Потом его все равно поставили. Второй случай произошел в 1987 году, когда балет на музыку Микаэла Таривердиева «Девушка и смерть» был снят до премьеры тоже решением совета. Там версии две — одни считают, что это были интриги вокруг главного балетмейстера Большого Юрия Григоровича, который находился на этой должности более 30 лет, другие полагали, что спектакль просто был бездарный, и не стоило о нем и жалеть. Вряд ли это политика, считает художественный руководитель театра «Геликон опера» Дмитрий Бертман.
Дмитрий Бертман художественный руководитель театра «Геликон опера» «Я не думаю, что это связано с какими-то цензурными вещами, потому что в «Геликон опере» Кирилл Серебренников выпустил спектакль, который успешно прошел. При том, это был самый тяжелый период, как раз период вот этих обысков. И никаких воздействий на меня не было, чтобы этот спектакль не выходил. Я думаю, что Владимир Георгиевич Урин — потрясающий директор и профессионал, и он скажет так, как есть. Я думаю, что балет «Нуреев» принимался ведь давно к постановке. И Большой театр, наверное, заключал договор с либреттистом, и все это принималось. И либретто, и тем более изготовление костюмов. Это все, я думаю, было известно. Я не думаю, что там что-то было такое, что сильно удивило. Тем более что фигура Нуреева, понятно, что это не Владимир Ильич Ленин. Кирилл Серебренников — талантливейший человек, с огромнейшим чувством вкуса. Я думаю, что ничего такого не могло быть. И мало того, Владимир Георгиевич Урин выступил в защиту его. Я не думаю, что там было что-то связанное вот с каким-то таким. Не хочется так думать. Андрей Александрович Гончаров, который руководил театром Маяковского, — великий режиссер. Были случаи, когда он отменял премьеру за два дня до премьеры из-за того, что он считал, что декорации не те, и он менял художника. Такое было даже».
Между тем, в Facebook появился пост с небольшим видео, который опубликовал руководитель театрального отдела Юсуповского дворца на Мойке Дмитрий Изотов. По его словам, он 8 июля случайно оказался на прогоне спектакля. «Это мощный современный спектакль о свободе и о том, что «родину себе не выбирают». Аплодисменты говорят сами за себя. Плакали все — от режиссера до костюмеров», — написал Изотов.