Минфин упрощает жизнь водителям и сотрудникам полиции. В очевидном проигрыше — страховые компании. С начала следующего года финансовое ведомство поднимает ущерб по европротоколу с 50 тысяч до 100 тысяч. Обойтись без инспектора можно будет не только в случае царапин на бампере, но и при более серьезных повреждениях.

Лимит в полсотни был своего рода барьером: участники ДТП опасались ошибиться в оценке и звонили в ГИБДД. Эту новеллу приняли все участники рынка, в отличие от идеи изменить правила и разрешить водителям европротокол, если никто не признает себя виновным в аварии. Точнее, два протокола, разбираться с которым придется уже страховщикам. То есть Минфин, по сути, передает им функционал полицейских.

Выяснять, кто виновен, страховые компании будут на основе данных системы ЭРА-ГЛОНАСС или информации, полученной через специальное приложение Российского союза автостраховщиков (РСА). Отсюда два вывода. Первое: если у водителей не окажется этих технических средств, без ГАИ не обойтись. Второе: если в автоинспекции узнают, что такие средства у участников есть, инспектор может отказаться от выезда на место ДТП.

Приложение РСА установлено далеко не у всех и работает, судя по отзывам, не очень: оценка пользователей в магазине Google Play — 2. Система ЭРА-ГЛОНАСС с этого года есть в каждом новом авто, но таких на дороге не много. То есть оформлять европротокол и сваливать разбор на страховщиков первое время водители будут не часто, но в будущем это станет обычной практикой. И вот тут страховые компании сталкиваются с проблемой. Система ЭРА-ГЛОНАСС не способна собрать все объективные данные, чтобы определить виновника ДТП. Например, оба водителя утверждают, что ехали на зеленый — ЭРА-ГЛОНАСС этого не увидит, говорит замглавного редактора портала Авто@mail.ru Юрий Урюков.

Юрий Урюков заместитель главного редактора портала Авто@mail.ru «Система лишена, скажем так, органов чувств внешних, да, то есть пока не произойдет удар, система не среагирует. У нее нет видеокамер, датчиков контроля окружающей обстановки, то есть это, надо понимать, не автопилот, а система уже, которая реагирует на последствия удара. Поэтому разобраться в том, кто виноват, кто нет, ну, здесь все-таки будет достаточно сложно, на мой взгляд. И скорее как раз-таки система ЭРА-ГЛОНАСС, может быть, в будущем получит расширенные функции, связанные именно с использованием телефонной связи, использованием координат, но не контроля окружающей обстановки, для этого есть другие разработки технические, которые с системой ЭРА-ГЛОНАСС не связаны».

Что делать страховщикам, если они не смогут определить виновника аварии? Одна из идей — отправлять на место ДТП аварийного комиссара. Но компании утверждают, что у них на это нет средств. Второй вариант — признавать в спорных случаях правыми и виноватыми сразу обоих водителей. Тогда возникает несправедливость, объясняет президент Всероссийского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков «Вы считаете, что вы правы, второй человек, который в ДТП попал, считает, что прав он. Каждый своему страховщику говорит после оформления, что он не виноват. Страховщики, поскольку нет таких устройств, которые сейчас могли бы точно определить вину одного или другого, не понимают, что делать, выплачивают по 50% тому и другому. Получается, что невиновный получает всего половину, а виноватый незаконно обогащается, получив вторую половину».

Многие годы страховщики страдали от автоюристов, которые оспаривали денежные выплаты. Поправки о приоритете натурального возмещения должны были остановить поток исков, но теперь, судя по всему, их сменят судебные разбирательства по другому поводу: автоюристы будут оспаривать решения о виновных в ДТП. Получается, те же грабли. С другой стороны, в ГАИ не хватает сил, чтобы быстро оформлять все аварии, а водителям совсем не улыбается ждать инспекторов часами. Перекладывание части работы на страховые компании в этой ситуации кажется вполне оправданным.