ДТП — без полиции, пострадавшие — без выплат?
Европротокол ждут большие изменения. Правительство одобрило поправки Минфина к закону об ОСАГО. Вскоре документ поступит в Думу. Что изменится с января? Почему страховые компании против поправок?
Читать на полной версииМинфин упрощает жизнь водителям и сотрудникам полиции. В очевидном проигрыше — страховые компании. С начала следующего года финансовое ведомство поднимает ущерб по европротоколу с 50 тысяч до 100 тысяч. Обойтись без инспектора можно будет не только в случае царапин на бампере, но и при более серьезных повреждениях.
Лимит в полсотни был своего рода барьером: участники ДТП опасались ошибиться в оценке и звонили в ГИБДД. Эту новеллу приняли все участники рынка, в отличие от идеи изменить правила и разрешить водителям европротокол, если никто не признает себя виновным в аварии. Точнее, два протокола, разбираться с которым придется уже страховщикам. То есть Минфин, по сути, передает им функционал полицейских.
Выяснять, кто виновен, страховые компании будут на основе данных системы ЭРА-ГЛОНАСС или информации, полученной через специальное приложение Российского союза автостраховщиков (РСА). Отсюда два вывода. Первое: если у водителей не окажется этих технических средств, без ГАИ не обойтись. Второе: если в автоинспекции узнают, что такие средства у участников есть, инспектор может отказаться от выезда на место ДТП.
Приложение РСА установлено далеко не у всех и работает, судя по отзывам, не очень: оценка пользователей в магазине Google Play — 2. Система ЭРА-ГЛОНАСС с этого года есть в каждом новом авто, но таких на дороге не много. То есть оформлять европротокол и сваливать разбор на страховщиков первое время водители будут не часто, но в будущем это станет обычной практикой. И вот тут страховые компании сталкиваются с проблемой. Система ЭРА-ГЛОНАСС не способна собрать все объективные данные, чтобы определить виновника ДТП. Например, оба водителя утверждают, что ехали на зеленый — ЭРА-ГЛОНАСС этого не увидит, говорит замглавного редактора портала Авто@mail.ru Юрий Урюков.
Юрий Урюков заместитель главного редактора портала Авто@mail.ru «Система лишена, скажем так, органов чувств внешних, да, то есть пока не произойдет удар, система не среагирует. У нее нет видеокамер, датчиков контроля окружающей обстановки, то есть это, надо понимать, не автопилот, а система уже, которая реагирует на последствия удара. Поэтому разобраться в том, кто виноват, кто нет, ну, здесь все-таки будет достаточно сложно, на мой взгляд. И скорее как раз-таки система ЭРА-ГЛОНАСС, может быть, в будущем получит расширенные функции, связанные именно с использованием телефонной связи, использованием координат, но не контроля окружающей обстановки, для этого есть другие разработки технические, которые с системой ЭРА-ГЛОНАСС не связаны».
Что делать страховщикам, если они не смогут определить виновника аварии? Одна из идей — отправлять на место ДТП аварийного комиссара. Но компании утверждают, что у них на это нет средств. Второй вариант — признавать в спорных случаях правыми и виноватыми сразу обоих водителей. Тогда возникает несправедливость, объясняет президент Всероссийского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
Многие годы страховщики страдали от автоюристов, которые оспаривали денежные выплаты. Поправки о приоритете натурального возмещения должны были остановить поток исков, но теперь, судя по всему, их сменят судебные разбирательства по другому поводу: автоюристы будут оспаривать решения о виновных в ДТП. Получается, те же грабли. С другой стороны, в ГАИ не хватает сил, чтобы быстро оформлять все аварии, а водителям совсем не улыбается ждать инспекторов часами. Перекладывание части работы на страховые компании в этой ситуации кажется вполне оправданным.