Что искали украинские силовики в «Яндексе»?
СБУ пришла с обыском в украинскую дочку «Яндекса». Против сотрудников IT-компании возбудили дело о госизмене. Их подозревают в незаконном сборе информации и передаче данных российским спецслужбам
Читать на полной версииУкраинские силовики заподозрили сотрудников «Яндекса» в незаконном сборе данных. По списку СБУ это адреса, телефоны, аккаунты в соцсетях, информация о роде занятий, образе жизни, досуге и сведения о жилище, в том числе военных и сотрудников органов безопасности. Все это, предполагает СБУ, российская дочка «Яндекса» отправляла в Москву, спецслужбам, а те планировали диверсионные и информационно-подрывные операции на Украине.
Официальная фабула напоминает лихо закрученный шпионский сюжет. Из нее логично вытекает, что в украинском «Яндексе» работали как минимум кадровые разведчики. Даже уголовное дело завели по статье «госизмена». Понятно, что украинский «Яндекс» так же как и все другие крупные интернет-сервисы, собирал данные о пользователях. В обезличенной форме — об этом даже есть строчка в пользовательском соглашении. И все эти данные, скорее всего, стекались в головную компанию.
То есть украинское руководство выбрало беспроигрышный повод для обысков российской «дочки», чьи счета пару недель назад были заблокированы по указу Петра Порошенко. Недовольным блокировкой российских сайтов теперь наглядно объяснят, зачем нужны киберсанкции. А если российские IT-компании еще рассчитывают вернуться на рынок, обыски и дело о госизмене станут своего рода предостережением, считает заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько:
Богдан Безпалько заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ «На мой взгляд, сейчас избрали в качестве тактики давления на вот эти фирмы, которые еще надеются, вероятно, на то, что ситуация изменится на Украине, они смогут вернуться и занять свою собственную нишу. Все эти обвинения смешны, потому что всегда существует определенный дисклеймер, когда человек соглашается с тем, что он предоставляет свои данные добровольно. Кроме всего прочего, почему же подобного рода претензии не выставляются, скажем, в адрес Google или каких-либо других социальных сетей или вообще интернет-проектов? Почему-то именно к «Яндексу».
На Украине сложилась практика не просто вводить санкции против российских компаний, но и после вынуждать их продавать бизнес. Так, например, было с банками. А сейчас ситуация повторяется с IT-сектором. Экономическую подоплеку обысков в украинском «Яндексе» объясняет директор украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник:
Громкие обыски в IT-компаниях на Украине в последний раз проходили летом 2013 года, еще при Викторе Януковиче. Тогда под раздачу попали украинская дочка WebMoney — ее обвинили в незаконных финансовых операциях — и российская соцсеть «ВКонтакте». Из офиса компании, основанной Павлом Дуровым, украинская полиция забрала кэширующие серверы стоимостью в полмиллиарда долларов — на экспертизу. Через полгода власть на Украине сменилась, оборудование не вернули, а в этом году и вовсе заблокировали работу сервиса. У «Яндекса», к слову, после обыска тоже изъяли серверы — и снова на экспертизу.